Непобедимая и легендарная. Подводник — это судьба.

Уже три недели работает выставка в Музее истории «Непобедимая и легендарная». У посетителей возникает много вопросов, ответы на которые мы будем давать в ходе экскурсий и статьями на нашем сайте.

Одним из первых отличий командного состава в ВМФ во время Великой Отечественной войны стал нагрудный знак «Командир подводной лодки». Война на море, как и на суше, приняла ожесточенный характер. Особенно возросла роль подводного флота, успешно действовавшего на вражеских коммуникациях. Только за 1941 —1942 годы советские подводники потопили на Североморском ТВД более 100 кораблей и судов противника. Впечатляющие успехи моряков были отмечены орденами и медалями. Появились первые гвардейские и Краснознаменные подводные лодки. При той колоссальной ответственности, которая выпадала на долю всех без исключения подводников, центральной фигурой был, разумеется, командир. Без сомнения, именно его мастерство, знания и решительность предопределяли успех операции. И поэтому появление командирского знака стало вполне закономерным. Нужно иметь в виду, что в ВМФ погон тогда не было, знаков различия па петлицах, как в Красной Армии, — тоже. Были только нарукавные шевроны. Поэтому появление серебристого силуэта подлодки на кителе командира уже говорило о многом, кроме того, его легко было узнать не только в походе, но и на берегу. Однако история этого знака начинается не с серебристого силуэта. Когда было принято решение о введении этого знака, а его автором был капитан 2-го ранга Б.М. Хомич, стилизованное изображение подводной лодки было золотистым. Приказом НК ВМФ № 170 от 12 июля 1942 года он и был утвержден. Однако на многих фотографиях того времени все известные командиры подводных лодок запечатлены без него. Тем более что очень скоро, спустя немногим, больше года — этот знак был заменен другим (Приказ НК ВМФ № 383 от 16 октября 1943 года). Новый знак был выпущен в небольшом количестве. В целом он повторял предыдущий, но рисунок силуэта стал более четким, а звездочка на корпусе была с гладкими гранями и без серпа и молота. Через некоторое время была изготовлена следующая крупная партия знаков — посеребренная, с более четким рельефом деталей подлодки.
Почти через двадцать лет статус знака был несколько изменен. Право его ношения кроме командира распространялось на старшего помощника и инженера-механика (командира БЧ 5), но только после получения приказа командира дивизии на самостоятельный допуск к исполнению обязанностей командира подводной лодки.

Приказом № 233 от 15 августа 1987 года знак стал называться «Командир корабля» и были изменены правила ношения знака «Командир подводной лодки» («Командир корабля»), оставив это право только за действующими командирами — по аналогии со знаком «Гвардия». Но здравый смысл все-таки возобладал, приказ вскоре был отменен, и право носить знак навсегда осталось за теми, кто был удостоен этой чести.
Характерная деталь: морские чиновники, предлагая оставить право ношения знака только за действующими командирами ПЛ, видимо, забыли формулировку приказа наркома Н.Г. Кузнецова: «…занимающим и занимавшим должности командиров ПЛ».

Именно поэтому знак «Командир подводной лодки» носили адмирал Ю.А. Пантелеев, вице-адмиралы Г.Н. Холостяков, Ф.С. Седельников и др., к моменту учреждения знака подводными лодками давно не командовавшие, это видно и на представленных фотографиях
Производство знака в послевоенное время с, эмальерной фабрики Московского товарищества художников было передано заводу «Победа» — главному изготовителю нагрудных знаков для Вооруженных сил СССР. Сперва знаки делали из латуни и оксидировали под «старое серебро», позже, в 1960-х годах, выпускали без серебрения — «золотое» по идее, для ношения на парадной форме. В дальнейшем знаки изготовляли из томпака, что придавало им вид изделия из «нового серебра».

Такое особенное отношения к подводникам понятно, ведь “подводник не профессия, а судьба”.



 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх