Отношение

В 2017 году в Польше активно обсуждался закон о сносе памятников советским воинам. В июне 2017 года Сейм Польши утвердил поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма и тоталитаризма в названии зданий и объектов. Документ был подписан президентом Польши Анджеем Дудой и вступил в силу 21 октября 2017 года. В законе было означено 469 объектов, «пропагандирующих коммунизм». К ним относятся памятники советским государственным деятелям и политикам Польской Народной Республики, а также любые объекты с советской символикой, например красной звездой, серпом и молотом. Под действие закона подпадают и мемориалы советским воинам, павшим в борьбе за освобождение Польши. Официально Варшава заявила, что не будет пока трогать советские воинские кладбища. Однако инициатор принятия закона Институт национальной памяти (ИНП) призывает подумать и над «декоммунизацией» захоронений. А ведь поляки – это народ, с которым Россию связывают давние дружеские отношения, народ, считающимся братским, славянским. Безусловно, бывали случаи и разногласий, но невозможно отрицать то, что Россия всегда приходила на помощь своим западным соседям: полякам, украинцам, белорусам, прибалтам. Сейчас эта часть истории замалчивается, подвергается нападкам и попыткам пересмотреть результаты этой помощи.

 

В это же время граждане далекой азиатской стране Японии, на протяжении многих лет находившейся в противостоянии с Россией, прибираются на русском кладбище и приносят цветы к русским мемориалам.

Окруженные зеленью 10 могил русского кладбища на горе Нодаяма

На территории военного кладбища Канадзавы, расположенного на горе Нодаяма, стоят десять русских могил. Их история восходит к 1905 году, когда закончилась начавшаяся в 1904 году русско-японская война. Взятые в плен уже под конец войны во время Мукденского сражения в Китае русские солдаты пересылались в Канадзаву с 27 марта по начало апреля. Всего в Канадзаву было переправлено 47 офицеров и около 6 тысяч рядовых и унтер-офицеров.

Военнопленные были размещены в буддийских храмах, на фабриках, в зданиях музеев и пр. Их появление в городе вызвало большой переполох и недовольство жителей. При этом в местных газетах публиковались статьи о недопустимости насмешек над ними, о том, что дурные поступки по отношению к военнопленным поставят под сомнение наличие великодушия и терпимости у японской нации. Население призывали к достойному поведению, настаивая на проявлении гуманизма в соответствии с выполнением обязательств по Гаагскому договору.

Меню для военнопленных. В этом меню можно увидеть бифштексы, тушеную говядину, кофе и другую пищу, которую японцы в то время еще не употребляли. Это дает возможность судить о заботе по отношению к военнопленным и трудностях, связанных с их кормлением.

 

Обращались с военнопленными хорошо: начиная с июня им было разрешено регулярно выходить в город и на прогулки. И даже специально для них была поставлена православная часовня. После заключения Портсмутского мирного договора все русские военнопленные в течение 9 дней, с 23 ноября по 1 декабря, были переправлены на родину. Однако до конца плена один старший унтер-офицер и десять человек рядового состава (из них трое ефрейторского звания), всего одиннадцать, – не дожили. Прах унтер-офицера взяли с собой в Россию его товарищи, а для остальных десяти такой возможности не нашлось, и их похоронили на отдельном участке военного кладбища на горе Нодаяма, поставив каждому по каменному надгробию.

Затем в 1948 году могильные плиты с надгробиями были перенесены в то место, где они располагаются и сейчас. За долгие годы каменные надгробия пришли в негодность. И в 1965 году члены Общества японско-советской дружбы префектуры Исикава (ныне Общество «Исикава-Россия») решили своими силами привести их в порядок.

Восстановительные работы.

1 августа 1965 года на восстановленном русском кладбище была отслужена торжественная панихида. От посольства СССР в Японии на ней присутствовал посланник А. Розанов, от представителей местной власти — губернатор префектуры Исикава Наканиси, а также около 150 других участников. Эта панихида как будто стерла границы двух стран, и все участники одинаково молились о мире.

С тех пор благодаря деятельности по укреплению японско-советской, а затем и японско-российской дружбы, многие россияне побывали на этом кладбище и почтили память усопших. Это место стало источником крепких дружеских связей, которые связывают Исикаву и Россию.

В настоящее время ежегодно в первую субботу августа члены Общества «Исикава-Россия» собираются на кладбище, делают уборку и проводят перед могилами поминальную службу. Вместе с ними присутствуют члены делегаций из России, стажеры, приехавшие изучать японский язык, а также обучающиеся здесь российские студенты.

Уборка и поминальные службы проходят ежегодно.

8 июня 2015 года на кладбище побывали посланник посольства России в Японии Д. Биричевский и генеральный консул российского консульства в Ниигате С. Ясенев, а 28 сентября того же года – посол России Е. Афанасьев.

Помимо кладбища на горе Нодаяма, русским мемориалы имеются в поселке Нототё, куда вынесло тела погибших русских моряков после Цусимского сражения, на горе Такасэяма, в Наго, в Ниигате.

 

8 комментариев к “Отношение”

  1. katerina:

    Очень грустно слышать о том, как поляки забывают свою историю. И страшно, ведь те, кто забывает историю рискуют ее повторить.

  2. Vladimirova:

    Интересная статья. Есть над чем задуматься.Как-то грустно и обидно за наших солдат.

  3. «Я считаю что не нужно сносить памятники советским войнам так как многие были поставлены павшим войнам ОСВОБОЖДЕНИЕ ПОЛЬШИ. Поляки должны чтить воинов отдавшие свои жизни за их свободу а не губить память о них»

  4. Очень важно чтить памятники истории и не забывать свою историю, особенно сейчас, когда все меньше и меньше становится, тех, кто сам прошел через все эти испытания. Действительно, похвально, как жители Кореи не забывают историю и заботятся об ее сохранности.

  5. AlexeY:

    Япония – это Восток, это другой мир, другая религия и другой, если хотите, менталитет. Это вековая мудрость. Япония не только сохраняет и поддерживает чужие могилы на своей территории, но и вывозит прах своих соотечественников из других стран. Еще в 2002 и 2003 гг. японцы вывезли прах японских военнопленных из Тайшетского района, из Иркутска.
    А почему бы и нам не сделать то же самое. Приступить к вывозу из стран, где захоронены павшие в период Второй мировой войны, советских солдат на родину, что дало бы возможность посещать их могилы родным, которые не могут позволить себе выехать за границу. Конечно, наших солдат за рубежом значительно больше, но, тем не менее, это была бы достаточно патриотическая и воспитательная для ныне живущих поколений молодежи акция, ведь в первую очередь это сыны нашей родины, призванные на ее защиту, но погибшие вдали от нее. И возвращение их в родную землю было бы правильным и логичным.

  6. OKCAHA:

    Японцы пережившие плен в Сибири хорошо узнали русских людей-наши доброту, уважение ко всем кто рядом, умение сопереживать. А так жалеть как наши женщины, не может никто в мире! Вернувшись в Японию они и детям и внукам своим завещали дружить с нами. Поэтому у нашей области столько городов-побратимов в «стране входящего солнца». Настоящий солдат никогда не будет издеваться над побеждённым, тем более над его могилой. У японцев в крови — кодекс самурая.Наши польские «друзья» — люди другого сорта. Не имея сил и возможности, чем-то по-большому нагадить России, они решили «отыграться» на памятниках и могилах павших их же освободивших советских солдат.

  7. Evgenia:

    Что поляки, а болгары?! Со времен Екатерины Россия боролась за свободу Болгарии. Освободили их, а в благодарность они обе Мировые войны были на стороне наших врагов.Снова их в 1944 году наши солдаты освободили, теперь от фашизма.Желая наверное получить русскую любовь болгары сами поставили памятник «Алеша» в Пловдиве. 40 лет они жили за наш счет. В 90-ые их поманили богатые американцы «колой» и «жвачкой». И теперь они — же издеваются над этим памятником.

  8. Evgeniy:

    Хочу напомнить, что у нас с Японией до сих пор нет мирного договора.

Наверх