«ЧАСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ИРКУТСКА (СЕРЕДИНА XIX – НАЧАЛО XX вв.)»

12 апреля 2018 года в 16.00 в Отделе истории Музея истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова состоится презентация монографии Любови Витальевны Гаращенко «ЧАСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ИРКУТСКА (СЕРЕДИНА XIX – НАЧАЛО XX вв.)».

Неотъемлемой частью системы образования в Российской империи были негосударственные учебные заведения. Решая задачу просвещения подрастающего поколения и восполняя нехватку общеобразовательных школ, частные училища представляли собой самостоятельную, особую педагогическую реальность, в основу которой были положены принципы самоокупаемости, вариативности и энциклопедичности образования, гуманизации учебно-воспитательного процесса. Имелись такие учреждения и в губернском городе Иркутске. Наиболее широкое распространение они получили с середины XIX в., демонстрируя просвещенческие инициативы частных лиц и общественных объединений. В публикациях последних лет все более четко обозначается проблема восстановления исторической памяти и традиций отечественной педагогической культуры. Во многом это обусловлено тем, что «общество, осуществляющее коренные изменения в своем укладе или переживающее кризисные состояния, связанные с поиском новых, нетрадиционных путей своего развития, неизбежно обращается к своему прошлому». Переосмысление творческого наследия ушедших поколений, обращение к историческому опыту успешных образовательных инноваций, в том числе в провинции, на окраинах великой страны, имеет непреходящее значение для обогащения современной педагогической теории и практики.

Исследователи, ученые и краеведы, не обошли вниманием деятельность иркутских частных учебных заведений. В историографии Иркутска отдельные вопросы, связанные с организацией частного образования, фрагментарно затрагивались в работах, посвященных развитию предпринимательства, меценатства и благотворительности, комплексных трудах по истории Иркутской губернии, а также в обобщающих и узкоспециализированных изданиях по истории города и народного, которые, повествуя о конкретных частных училищах или отдельных аспектах их жизнедеятельности, дополняют общее представление о формировании городского образовательного пространства, развитии сети негосударственных школ, их роли в повышении культурного потенциала столицы огромного края. Вместе с тем, системного историко-педагогического исследования, комплексно отражающего эволюцию и организационно-педагогические аспекты деятельности частных учебных заведений в Иркутске, не предпринималось. Исследование, которое будет презентовано 12 апреля определяется следующими вопросами: как, каким образом происходило развитие частного школьного образования в Иркутске в середине XIX – начале XX вв.; какие основные социально-культурные факторы повлияли на становление неправительственных школ; что представляла собой образовательная деятельность этих очагов просвещения; какие характеристики образовательной деятельности отечественных дореволюционных частных школ становятся особенно актуальными на современном этапе развития нашего общества? Осветить эти вопросы призвана данная книга. При этом наше внимание будет сосредоточено на рассмотрении опыта общеобразовательных учреждений (гимназий, училищ, пансионов), созданных частными лицами, а также общественными и религиозными организациями, просветительскими и профессиональными сообществами. Выбранный хронологический период – середина XIX – начало XX вв. – позволяет проследить историю ряда иркутских негосударственных школ с момента их открытия до прекращения деятельности после Октябрьского переворота 1917 г., окончательного установления в 1920 г. в Иркутске нового политического строя – советской власти. Вне рамок нашего исследования остались частные профессиональные училища, к описанию истории и деятельности которых мы планируем обратиться в будущем.

По данной тематике подготовлена в Музее и выставка, которая будет работать в течение месяца. Часть фотографий на данной выставке будет показана впервые!

Ждем вас по адресу: ул. Франк-Каменецкого, 16 а.

Справки по телефонам: 710-422, 710-161.

 

Оставить комментарий

Вы должны войти прежде, чем оставить комментарий

Наверх