Посвящение Мастеру

18 апреля 2018 года исполняется 90 лет со дня рождения Почётного гражданина Иркутска и Иркутской области, лауреата Национальной премии «Золотая маска» – народного артиста России Виталия Венгера.

Виталий Венгер родился в Москве. В 1933 году вместе с родителями переехал в Берлин, куда отец Виталия был командирован от Наркомата внешней торговли. В 1936 году пошёл в советскую школу при посольстве СССР. Спустя два года вернулся вместе с родителями в Москву.

После начала Великой Отечественной войны семья Виталия Венгера на два года была эвакуирована в Барнаул. В 1945 году Виталий Константинович экстерном окончил вечернюю среднюю школу и поступил в Высшее театральное училище имени Щукина при театре имени Вахтангова. По окончании училища в 1950 году Венгера по распределению направили в Иркутский драматический театр. По воспоминаниям Виталия Константиновича, распределение семья встретила с настороженностью. Бабушка, например, на дорогу зашила в подкладку пальто нательный крестик, чтобы Бог оберегал внука в далёкой стороне.

«После Москвы Иркутск – глухомань. В письмах родителям я писал: «Милая моему сердцу глухомань». Но почему город оказался милым моему сердцу? За счёт одного факта. За счёт того, что стояло это грандиознейшее здание драмтеатра», – рассказывал Виталий Венгер.

– Одно из самых сильных ощущений счастья испытал, когда впервые побывал на сборе труппы Иркутского драматического театра, – вспоминал Виталий Константинович. – Я увидел армаду великолепных артистов: Залетный, Руккер, Крамова, Терентьев, Павлов… Они так меня вдохновили, что захотелось сразу же начать работать, срочно выучить какую-нибудь роль! Первые пять лет главных героев я, конечно, не играл, занят был в основном в эпизодах и массовых сценах. Коллектив ко мне отнёсся очень хорошо: именитые артисты сразу же на равных обсуждали со мной, только что выпустившимся студентом, драматургический материал, помогали работать над эпизодами. Благодаря фантазии мне удавалось увеличивать размеры небольших ролей. Ещё я всегда прилично гримировался и в одном спектакле играл в гриме китайца – эту мою работу впервые отметила пресса. А по-настоящему творчески «задышал» в театре, когда в 1951 году вернулся из армии Виктор Егунов, в будущем народный артист России. Мы встретились, сдружились, потому что были очень похожи: оба с юмором, характерные артисты, и это товарищество продолжалось всю жизнь… Мы с ним были одной крови.

В 1951 году Виталий Венгер встретил свою будущую жену Эльзу. Спустя четыре года у них родилась дочь Наталья. С 1978-го по 1980 год Виталий Константинович играл на сцене Московского театра сатиры. Но, не выдержав разлуку с близкими людьми и с уже родным охлопковским театром, Виталий Венгер вернулся в Иркутск.

За годы службы в Иркутском академическом Виталий Константинович сыграл свыше 300 ролей, среди которых Лаэрт («Гамлет» Шекспира), Пётр Иванович Адуев («Обыкновенная история» Гончарова), Виктор («Варшавская мелодия» Зорина), Волконский («Записки княгини Волконской» Марка Сергеева), Лир («Король Лир» Шекспира), Несчастливцев («Лес» Островского), Серебряков («Дядя Ваня» Чехова), Дорн («Чайка» Чехова), Тиресий («Эдип-царь» Софокла) и многие, многие другие.

Роли, сыгранные Виталием Венгером, поражают своим разнообразием. Виталий Константинович блестяще воплощал на сцене как комедийные, так и трагические, как острохарактерные, так и глубоко психологические образы. Можно вспомнить Тарелкина в спектакле «Смерть Тарелкина» по пьесе Сухово-Кобылина, совершенно ошарашивающего «внутренним содержанием», или Мэкки-Ножа в «Трёхгрошовой опере» Брехта, полного эксцентрики и «вешней» игры. Любимой для иркутских зрителей была роль Подколесина в «Женитьбе» Гоголя, внешний облик которого Венгер словно срисовал с писателя.

Говорить о творческих работах Виталия Константиновича можно бесконечно – каждый образ подобен целой жизни. Но нельзя обойти стороной роль Тевье в постановке «Поминальная молитва» Горина, ставшую последней в ряду актёрских удач Венгера. В Тевье-молочнике он передал всю трагедию и печаль еврейского народа, который оказался гонимым и вечно страдающим. Он не просто отец семейства, чьё сердце болит за каждую дочку. Он мудрый наставник для соседей по деревне, открытый и доверчивый, готовый помочь каждому, кто в этом нуждается. О горькой судьбе евреев в России начала ХХ века Венгер рассказывал с юмором и так пронзительно, что в зале всегда стояла звенящая тишина.

– Мандраж был приличный, – вспоминал Виталий Венгер о работе над «Поминальной молитвой». – Кажется, всё понятно, как это и про что. Но вот вопрос: как это буду делать я, артист Венгер? Чтобы никто не сказал, что похоже на того, на этого… Но главное, чтобы было осязаемо, чтобы атмосфера трагикомедии дошла до каждого, чтобы зритель понял, как и почему бьётся жилка на моём виске. Что помогло? Прежде всего, конечно, режиссёр Олег Пермяков. Опыт, сценический и жизненный, та вереница возрастных евреев, которые мне встречались в жизни, начиная с отца, – от каждого я брал что-то, даже от того странного человека, который в юности при каждой встрече кричал мне почему-то: «Вилька – духак, Вилька – духак!» Пригодилось всё, что было в копилке опыта, что в ней осталось от всех добрых людей, которых переиграл за долгую жизнь на сцене. И, конечно, я очень благодарен партнёрам, прежде всего – Наталии Королёвой, замечательной Голде, с которой мы дышали одним дыханием, страдали общим страданием. Но, мне кажется, я понял главное – Тевье бесконечно добр, он наивен, он взрослый ребёнок, и душа его болью болит за жену, детей, за односельчан, за родную деревню.

Виталий Венгер был талантливым во всём. С 1958 года совмещал актёрство и педагогическую деятельность. С 1993 года являлся художественным руководителем театра, воспитал множество замечательных артистов. Венгер состоялся и на писательском поприще. Его перу принадлежат книги «Судьба моя, театр», «Монолог актёра: история жизни на сцене», «Венгершарж», «Птицы небесные», «Судьбы моей столица», «Вот тебе и здрасьте! Байки дядюшки Вилли», «Перекрёстки судьбы. Записки сибирского вахтанговца».

Виталий Константинович Венгер – легенда и гордость охлопковской сцены. Он стал символом театрального Иркутска, его душой. Он – артист, покоривший своей человечностью, душевностью и теплотой не только зрителей, но и коллег по сцене. Он словно был олицетворением чести и достоинства, высокого призвания актёрской профессии – открывать людям глаза на те тайны души, которые порой сокрыты от нас самих, нести то светлое и прекрасное, что есть в театральном искусстве, давать уроки и напоминать об истинных человеческих ценностях.

18 апреля, в день рождения Виталия Константиновича, охлопковцы соберутся в тёплой обстановке, чтобы вспомнить своего доброго друга. А вечером посвятят Мастеру спектакль «Поминальная молитва».

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх