Мода 20-30-х гг. К открытию выставки «100 лет ВЛКСМ»

Уважаемые посетители нашего сайта! Мы начинаем публикации к открывающейся в нашем музее выставке «100 лет ВЛКСМ». Надеемся что наши публикации помогут вам глубже понять историю ВЛКСМ, его роль в развитии Иркутска. Итак, мы начинаем.

«После революции, особенно в период военного коммунизма мода резко изменилась. Она стала суровой, милитаризированной и опролетарившейся.  Легли в сундуки корсеты, веера, пышные детали дамских платьев — буфы, рюши, кружева, страусиные перья. Им на смену пришли гимнастерки и кожанки.

Двадцатые годы — годы романтики революции — выработали тип отважного героя, который с красным знаменем, шашкой наголо рвется в бой за правое дело. В моду вошли военные. При виде молодца в военной форме замирали девичьи сердца, с уважением глядели на него и люди пожилые.

Сами военные внимательно следили за своим геройским видом. Гимнастерка должна быть в обтяжку, пряжки на ремнях и пуговицы сверкать золотом, сапоги сиять лаковым блеском, ремни скрипеть при движении. Главное в форме — портупея через плечо, еще лучше — двойная, скрещенная на спине. Если есть орден, то его нужно не просто к гимнастерке прикрепить, а собрать вокруг него красную ленточку — розетку. Шинель должна быть до полу, куртка — кожаной, брюки — только галифе. Прическа — лучше чуб, но можно и «под Котовского» голову наголо обрить. Главное украшение головы — буденовка. А если такой молодец еще при шашке да при нагане глаз от него не отведешь!

Молодежь старалась подражать людям военным. В моду вошли юнгштурмовки — те же гимнастерки, но на гражданский лад. Надевались они через голову, пуговиц не было. Под юнгшурмовку полагалось надевать белую рубашку с черным галстуком. Брюки можно носить любого цвета, но лучше цвета хаки или черные. На юнгшурмовку нужно было приколоть как можно больше значков: пионерский, комсомольский, МОПР, ОСОАВИАХИМ, Ворошиловский стрелок, Воинствующий безбожник и др. Через плечо надеть портупею, талию затянуть военным ремнем. На голове обязательна фуражка.
Несоюзная молодежь и особенно те, кто имел какое-то касательтство к искусству, предпочитали блузы из сатина или панбархата. Блуза длинная чуть не до колен, на кокетке, которая собирает ее в сборку. Надевалась она, как и юнгштурмовка, через голову. Воротник «апаш» стягивался ярким шелковым бантом. На голову можно было, надеть берет.
Юноши попроще, без претензий, носили черные сатиновые косоворотки, затянутые на талии опоясками с помпонами или простыми ремнями.
Ближе к тридцатым годам мода стала более демократичной и разнообразной. Мужчины стали носить рубашки со стоячими воротниками застежкой на бесчисленные пуговицы или белые украинские рубашки с отложными воротниками. Застежка у них спереди на потайных пуговицах. По краю воротника и по застежке — мережка голубыми или синими нитками. Многие иркутские модники надели френчи на английский манер из сукна бежевого цвета.
Спортивные юноши надевали разноцветные футболки в черную широкую вертикальную полоску. Рукава таких футболок были длинными, и их закатывали выше локтя. На ногах предпочтительно белые брезентовые тапочки с синим рантом или желтые сандалии. На голове кепки в крупную черную или коричневую клетку.
Особенно щеголеватые юноши носили «ковбойские» пестрые рубашки с галстуками-косынками и широкополые шляпы. Большую партию таких шляп завезли в иркутские магазины. Была такая шляпа и у меня. Я иногда ее надевала, за что получала внушение от своих Товарищей.
Женская мода почти не отличалась от моды мужской. Те же юнштурмовки, блузы, футболки, кожанки. На голову повязывали красную косынку или надевали мужскую кепку. Юбки шили чуть выше колен прямые или в складку. Мне приходилось много ездить верхом, и у меня была юбка в складку с потайной застежкой впереди и сзади. Я застегивала пуговицы, получались штаны до колен.

В эти годы платья не пользовались популярностью. Обычно мы носили юбки и широкие блузки с напуском, стянутые резинкой ниже пояса. Но уж если надевали платья, то они должны были быть обязательно простыми с длинными рукавами и без всяких модных отделок. Я долго не могла избавиться от прежних привычек, любила носить платья с мережкой и кружевами. За это мне дважды попало от товарищей. Меня обозвали «буржуйкой» и припомнили эти злосчастные платья при вступлении в комсомол.
Такая строгость в одежде длилась примерно два года. Потом началось послабление. В моду вошли юбки-«солнце», «плиссе»,«шестиклинки», платья «туники», «татьянки», с рукавами «реглан» или «летучая мышь». Летом мы носили платья-сарафаны. Сверху надевали либо перелинку, которую застегивали брошкой, либо кофточку «фигаро». К легким цветным платьям полагались шелковые перчатки того же цвета.
Модно стало носить платья-халаты из хлопчатобумажного полотна разных расцветок, украшать одежду вышивкой «ришелье» или «крестиком» нитками мулине всех цветов. Появился большой выбор полупрозрачных тканей: маркизет, майя, а также панбархат, репс, муар, либерти.
Жены нэпманов появлялись в театре в платьях из роскошных тканей с оголенными спинами, в пелеринах из лебяжьего пуха или горжетах из соболя, горностая, песца или лисицы обязательно с мордочкой. Такая горжетка напоминала свернувшегося зверька и нежно обвивала шею модницы.
Мех был очень популярен. Им отделывали даже легкие демисезонные пальто и деловые платья. На пальто можно было прикрепить и букетик искусственных цветов. Появились ботинки-«бульдозеры» с квадратными носками и туфли на каблуках-шпильках.
Молодые девчата и женщины щеголяли в юбках с большим запахом впереди. Когда идешь в такой юбке по улице, нога оголяется почти до колен. Модными считались и юбки из разноцветных тканей в сборку. К ним пришивался широкий жесткий пояс из той же материи. Популярны были блузки без швов. В куске ткани вырезалось отверстие для головы, а края завязывались по бокам на два узла. Деловые платья отличали глубокие до пояса вырезы. Под них надевали всевозможные манишки. Очень удобно, ощущение, что каждый раз ты приходишь на работу в новом платье.
Модным стало носить цельные купальные костюмы, гольфы до колен, вязаные палантины с длинными кистями вместо шалей. Ушли в прошлое красные революционные косынки, теперь на голову летом надевали шляпку в виде золотистой сетки с кистями по бокам или повязку-«кокошник». К расшитой части повязки (сантиметров 15) пришивалась по краям ткань наполовину надрезанная, сзади она перехватывалась и застегивалась за ушами красивыми пряжками.
После выхода на экран американского фильма «Маленькая мама» с Мэри Пикфорд в главной роли, тут же появились шляпки с одноименным названием. Были шляпы- тюрбаны, драпированные шелком, шляпы-ток с отделкой из бисера. Уже везде продавали журналы мод, и никто никого не упрекал за модную одежду.»

Из воспоминаний Л.И. Тамм. «Записки иркутянки»

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх