Михаил Ильич Кошкин

120 лет назад, 3 декабря 1898 г. в деревне Брынчаги (Ярославская область) родился Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор, создатель легендарного танка Т-34.

Михаил Кошкин родился в многодетной крестьянской семье, уже в 14 лет уехал в Москву на заработки, где работал сначала учеником, а потом мастером на кондитерских фабриках. В феврале 1917 г. он был призван в армию, вскоре получил ранение и вернулся в Москву. После Октябрьской революции пошел служить добровольцем в железнодорожные войска и был зачислен в экипаж бронепоезда.

В 1921 г. Кошкина после очередного ранения отправляют на учебу в Коммунистический университет. По окончании университетского курса он отправился в Вятку, где стал помощником директора кондитерской фабрики. Сам же Михаил Ильич мечтал о серьезном техническом образовании и ночами сидел за книгами, готовясь к поступлению в технический университет. В 30-летнем возрасте он становится студентом Ленинградского технологического института. Учился студент Кошкин самозабвенно, отдавая науке все свое время. Производственная практика будущего инженера-механика по конструированию тракторов и автомобилей проходила на Горьковском автозаводе. Практикант сразу получил достаточно серьезную должность мастера дефектного отдела. Руководству понравился молодой специалист, и в Наркомат тяжелой промышленности было направлено прошение вернуть Кошкина на предприятие после окончания университета.

Но судьба распорядилась иначе: преддипломную практику Михаил Ильич проходил на одном из ленинградских заводов в опытно-конструкторском бюро, занимавшемся проектированием танков. Проектирование танков так запало в душу инженеру, что он решился идти на прием к Кирову. После беседы с первым секретарем Ленинградского обкома Кошкину была предоставлена возможность вернуться в конструкторское бюро и заняться проектированием танков. Михаил Ильич принимает активное участие в разработке быстроходного Т-29 и среднего танка Т-111. Работу Кошкина отмечают на самом высоком уровне – он получает орден Красной Звезды за вклад в танкостроение.

В 1936 г. Кошкина отправляют руководить конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода. Менее чем за год бюро под его руководством разрабатывает модернизированный танк БТ-7, на который установили дизельный двигатель. Однако война в Испании показала, что противотанковая артиллерия легко справляется с броней БТ-7 и Т-26. И в 1937 г. перед конструкторским бюро, возглавляемым Кошкиным, ставится задача создать новый колесно-гусеничный танк (Проект А-20). Представители автобронетанкового управления РККА видели его более совершенным, чем БТ, но никаких принципиальных изменений не предложили, поэтому Михаил Ильич на свой страх и риск создает параллельную конструкторскую группу, которая занялась разработкой гусеничной модели танка (Проект А-32). Кошкин поставил перед своими подчиненными задачу максимально упростить танк, сохранив при этом

выдающиеся боевые характеристики. Позднее эта простота сыграет решающую роль: во время войны производство Т-34 оперативно разворачивалось на эвакуированных заводах, а подготовка экипажей проходила в кратчайшие сроки.

Но в 1938 г.проект гусеничного танка встретил неодобрение и серьезное сопротивление высокопоставленных чинов Советской армии. Большое мужество создателю танка Т-34 пришлось продемонстрировать и на главном военном совете РККА. Заместитель Наркома обороны Г. Кулик запретил Кошкину упоминать о существовании параллельного проекта, но Кошкин не только проигнорировал этот запрет, но и пронес на заседание совета макет А-32. Более того, свое выступление автор разработки начал именно с гусеничного танка. Конструктора неожиданно поддержал сам Сталин. В результате Кошкину была предоставлена свобода действий, окончательное решение надлежало принять после сравнительных испытаний.

Летом 1939 г. оба танка были представлены государственной комиссии. На войсковых испытаниях А-32 оказался на голову выше колесно-гусеничной модели. 19 декабря 1934 года танк получает имя Т-34 и принимается на вооружение.

В марте 1940 г. организуется еще один показ военной техники в Москве. Кулик запрещает везти Т-34 на показ, мотивируя свое решение тем, что танки не имеют официально установленного запаса хода. Кошкин принимает решение отправиться на Т-34 из Харькова в Москву своим ходом. Семь сотен километров по заснеженным полям и дорогам вел создатель свое детище. Показ в Москве стал решающим – Сталин положительно отозвался о новом танке, что еще больше укрепило авторитет Михаила Ильича и предопределило дальнейшую судьбу Т-34. Но эта дорога подорвала здоровье конструктора. Но даже серьезно больной Михаил Ильич продолжал трудиться на износ, дорабатывая Т-34. В сентябре 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался. Серийное производство танков Т-34 началось через месяц после смерти его создателя. Главным конструктором к этому моменту стал А. Морозов. Он продолжил дорабатывать танк, но при этом всегда признавал, что появление столь совершенной для того времени боевой машины – заслуга Михаила Ильича Кошкина.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх