18 декабря 1934 года родился советский космонавт Борис Валентинович Волынов
Категория: День в истории | Дата: 18/12/2023«Когда последний закруглен виток.
Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.»
Мать Б.В. Волынова, Евгения Израилевна, — иркутянка, с 1932 по 1938 училась в Иркутском медицинском институте, после его окончания получила направление в город Прокопьевск Кемеровской области, где Борис в 1952 успешно окончил среднюю школу, а затем – Сталинградское военно-авиационное училище. Служил в авиационных частях противовоздушной обороны Московского военного округа, летал на самолёте МИГ-17. Как-то Волынова вызвали к командиру полка. Перед кабинетом сотрудник особого отдела дал ему подписать бумагу о неразглашении темы разговора. Находившийся в кабинете подполковник спросил Волынова, согласен ли он летать на технике, более совершенной, чем самолёты, на больших скоростях и высотах. Борис Валентинович ответил согласием и был направлен на медкомиссию в Москву. Тесты и проверка здоровья заняли 40 суток. Так Волынов оказался в первом отряде космонавтов.
По признанию Бориса Валентиновича, «труден и сложен путь в космос. Очень труден». Это признание он сделал в статье «У истоков космических свершений», опубликованной в газете «Красная звезда» 18 декабря 1976 года. Пройдя полный курс подготовки к полётам на кораблях серии «Восток» он был одним из дублёров лётчиков-космонавтов В. Ф. Быковского (1963) и Г. Т. Берегового (1968). В 1968 Волынов окончил Военно-Воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. А его первый полёт в космос состоялся с 15 по 18 января 1969. Он был командиром трёхместного космического корабля «Союз-5». В экипаже корабля были также бортинженер А. С. Елисеев и космонавт-исследователь Е. В. Хрунов. В этом полёте впервые в мире была осуществлена стыковка двух пилотируемых космических кораблей и, таким образом, образована орбитальная станция из двух кораблей. А. С. Елисеев и Е. В. Хрунов перешли в «Союз-4», пилотируемый В. А. Шаталовым, а «Союз-4» возвратился за землю. Командир «Союза-5» Б. В. Волынов летал в космосе ещё сутки.
Музей истории города Иркутска от всей души поздравляет Бориса Валентиновича ,желает ему здоровья, бодрости духа, оптимизма.
О том, что в космосе земляк, в Иркутске узнали быстро. Иркутяне отправляли в его адрес многочисленные телеграммы и письма. Особую гордость они испытывали потому, что позывным корабля «Союз-5» было слово «Байкал», выбранное по желанию Б. Волынова. Позднее космонавт рассказывал:
«… Родился в Иркутске. Знакомых там, правда, осталось мало. Но всё равно, пролетая, всегда отмечаю: вот Иркутск. Байкал – особая статья. От Байкала – наш позывной».
В общей сложности Борис Валентинович провёл в космосе 52 дня 17 минут и 47 секунд. До 1982 года Борис Валентинович был в действующем отряде космонавтов. В 1980 он защитил кандидатскую диссертацию и получил степень кандидата технических наук. После отставки из отряда космонавтов, он восемь лет проработал в Центре подготовки космонавтов в Звёздном. В 1990 вышел в отставку. Несколько лет был вице-президентом Российской ассоциации международного сотрудничества.
Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 ст., орденом «За заслуги перед Отечеством» 4 ст. Ему присуждены Золотая медаль им.К.Э. Циолковского Академии наук СССР и Почётный диплом им. В.М. Комарова (ФАИ). Он также награждён орденами Болгарии, Польши, Венгрии. Почётный гражданин городов Иркутска, Калуги, Кустаная, Прокопьевска, Воркуты. В городе Прокопьевске ему при жизни установлен бронзовый бюст как дважды Герою СССР.
Активный член иркутского землячества «Байкал» в Москве. С членами землячества неоднократно бывал в Иркутске, встречался с иркутскими студентами, бывал и в районах области.
«Когда долетел байконуровский шквал
В январские белые чащи,
Мне вдруг показался не морем Байкал,
А синей ракетой летящей.
И выдули солнце из сопок ветра,
Качнулась тайга после взлёта,
И вдруг полыхнула моя Ангара,
Как огненный след звездолёта.
И вот оторвался от леса, от скал,
В пространство межзвёздное хлынув,
И вот на орбиту выводит «Байкал»
Земляк-звездолётчик Волынов.
Ему позывные даны неспроста:
Давно уже символом стала
И сила, и вечность, и чистота
Священного моря – Байкала.»
Марк Сергеев, «Его позывные Байкал»