Огромный ворох ёлочных игрушек…

В газете Восточно-Сибирская Правда от 29.12.2018 вышла статья про предметы хранящиеся в фондах нашего музея.

Ватные парашютисты, дирижабли, звёзды, космонавты… Каждая из тысячи игрушек, что собраны в Музее истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова, – символ своей эпохи, а охватывает коллекция времена от 1930-х до 1990-х годов. Здесь есть и картонажные игрушки, и ватные, и стеклянные c ручной росписью, и всевозможные ёлочные бусы. В Иркутске выпускались собственные ёлочные игрушки начиная с отмены запрета на ёлки в 1936 году, а в 1940 году впервые на территории Сибири и Дальнего Востока открылось производство собственных стеклянных ёлочных игрушек. Накануне Нового года мы отправились в музей, чтобы увидеть коллекцию своими глазами…

Коллекция ёлочных игрушек охватывает период с 1930-х до 1960-х годов

«Коллекция новогодних игрушек у нас довольно большая, поскольку они собирались целенаправленно, – рассказывает сотрудник Музея истории города Иркутска Ольга Чернявская. – Когда музей только начинал работать, нужны были экспонаты по истории города, а новогодние игрушки как раз были элементом городского быта, и потому мы принимали такие дары с удовольствием». В коллекции музея представлены игрушки с 1930-х до 1990-х годов. Конечно, если обратиться к гиду-каталогу «Ёлочные украшения. 1936-1970», вышедшему в издательстве «Арт-СПб» в 2010 году, станет ясно – иркутской коллекции есть куда расти. Очень многих предметов пока не хватает, однако каждая эпоха представлена в иркутском музее по крайней мере несколькими игрушками.

Конечно, сейчас уже не узнаешь, какие ёлочные игрушки продавались, к примеру, в 1922–1926 годах в иркутском игрушечном магазине С.Л. Гутмана, и в магазине инвалидов, и в заведении товарищества «Сотрудник», что располагались на Карла Маркса. А также в магазине «Радость детей», открытом на Пестеревской (там принимали даже ёлочные украшения на комиссию). В 1922-1923 годах в магазине Берковича на той же Большой можно было купить настоящие «ёлочные конфекты», свои ёлочные сувениры выпускала конфетная фабрика Иргубсовнархоза. Газетные свидетельства остались: в период нарастающей борьбы с Рождеством и ёлкой в Иркутске открыто торговали ёлочными игрушками и сластями в магазинах на главной улице города. Жаль, но эти – самые первые – советские игрушки, скорее всего, уже не найти ни на одной ёлке даже в домах очень-очень пожилых людей. Когда в 1929 году кампания против Рождества достигла апогея, их, скорее всего, выбросили от греха подальше. Зато в коллекции музея есть игрушки, что висели на новогодних ёлках в том самом 1936 году, когда был снят запрет на ёлки в Советском Союзе.

«Ищем мастера ёлочных украшений!»

28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла знаменитая статья Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». «Посмотрите, вот они, те самые игрушки, которые были на иркутских ёлках в первые годы после снятия запрета, – Ольга Чернявская достаёт ватного хоккеиста, спортсменов, фигурки детей. – Когда отметили тот самый первый Новый год с ёлкой в СССР, даже выпустили инструкцию, как оформлять ёлку. В ней подробно было описано, как наряжать первые, вторые ряды: начинать украшение надо было обязательно сверху, там размещалась красная звезда, и у нас в коллекции большое разнообразие звёзд. В силу того, что в СССР тогда не было налажено массовое промышленное производство игрушек, этим занимались промартели, которые начали выпускать в первую очередь ватные игрушки. Это хоккеисты, мальчики, птички, разнообразные фигурки, дирижабли, картонаж. В 1940-х годах были популярны игрушки, которые наматывали на проволочку, делали звёзды, цветочки. Вот, например, маленький парашютист вместе с парашютом из кусочка материи, дань Обществу содействия обороне, авиационному и химическому строительству – знаменитому ОСОАВИХИМу».

– Хотелось бы иметь в своей коллекции знаменитую игрушку, которая ставилась под ёлку в те годы, – папанинскую станцию, а также шары с портретами вождей, членов Политбюро, которые сегодня уже коллекционная ценность, – продолжает специалист.

Действительно, сейчас только в частных коллекциях и крупных музеях можно встретить шары с портретами Ленина, Сталина, а когда-то именно они были на каждой ёлке. Журнал «Игрушка», описывая новинки к ёлке 1938 года, выпущенные на московских предприятиях, рассказывал, что на ёлках будут висеть шары с изображениями бойцов, «одержавших блестящие победы на озере Хасан», самолётов «Родина» славного советского лётного экипажа. Были на ёлках большие, 150-миллиметровые, красные шары со светящейся надписью «СССР». В 1937 году вышла серия шаров с портретами членов Политбюро.

В августе 1936 года типография «Ирпечатник» объявила о том, что ей требуется специалист, «хорошо знакомый с выработкой ёлочных украшений». Видимо, в 1936 году именно «Ирпечатник» делал картонные игрушки для иркутских ёлок. Вот бы найти хотя бы одну, где был бы штамп «Ирпечатника»! В ноябре этого же года промышленная артель «Кантонская коммуна» (что работала напротив городского цирка) начала набирать мастеров ёлочных игрушек и учеников по изготовлению ёлочных украшений. Ёлочные мастера были нарасхват. Управление детской комиссии Иркутска прямо давало объявления через «Восточно-Сибирскую правду»: «Ищем мастера ёлочных украшений!» Искали ёлочных мастеров и другие конторы.

Все иркутские артельщики были собраны в начале декабря в кабинете отдела внутренней торговли. Из старой «Восточки» за 26 декабря 1936 года можно хоть чуть-чуть узнать, какими были первые иркутские игрушки 1936 года. Яблочки «ранет» из ваты продавались за 40 копеек, «рог изобилия» – по 35 копеек, мельница стоила уже 65 копеек, ватное яблоко – 80 копеек. Делали иркутские артельщики также бонбоньерки и корзиночки из цветной бумаги, стоившие 70 копеек. Однако та же «Кантонская коммуна» сильно наценяла ходовой товар, и первые бонбоньерки иркутяне покупали уже по 1 рублю 86 копеек, к примеру. В конце 1936 года была проведена большая проверка цен на ёлочные украшения, и заведующая ёлочным цехом «Кантонской коммуны» Зубарева была от работы отстранена, а бухгалтер предприятия получил выговор. Тем не менее в декабре «Кантонская коммуна» поставила в магазины Иркутска 10 тысяч комплектов различных новогодних игрушек. А артель «Электрокраска» – 500 килограммов ёлочных свечей, иркутская фабрика «Победа» – 500 тонн фигурных пряников и ёлочных сластей. Конечно, в Иркутск ехали игрушки из Москвы, особенно это касалось стекла, которое, видимо в Иркутске не производилось до войны. Из Кирова в декабре 1936 года в Иркутск прибыли, к примеру, грецкие орехи, покрытые бронзой, – по 65 копеек за штуку. И почему-то шишки, которых в таёжном Иркутске было много и своих. Иногда в рекламе особо указывалось: «Игрушки московские, игрушки ленинградские», они ценились иркутянами больше, чем местные. Некоторые выписывали игрушки «Посылторгом». Только к середине декабря могло быть уже до 500 заказов игрушек посылками. «Кантонская коммуна» бойко продавала игрушки и в 1937 году. èèè

Известно, что в 1938 году в составе иркутской промышленной артели «Культпромкомбинат» был цех ёлочных украшений. Поскольку в газетных заметках 1938 года артель называется «вновь организованной», можно предположить, что игрушку она тоже начала выпускать только с 1938 года. Даже известно, где делали первые культпромкомбинатовские ёлочные игрушки в Иркутске: в доме № 85 на улице Декабрьских Событий. «Благодаря иркутским краеведам группы «Иркипедия» удалось выяснить, что дом этот стоял на углу Декабрьских Событий и Энгельса. Сейчас там Купеческий сквер», – рассказывает Ольга Чернявская.

В 1939 году годовой план артелью был выполнен на 108%, сверх плана иркутяне получили 1,6 тысячи ёлочных игрушек. Выпускала артель помимо маленьких игрушек больших Дедов Морозов, лыжников, Снегурочек, Красных Шапочек. Годом позже артель начала выпускать первые иркутские стеклянные ёлочные игрушки. Событие не было рядовым, поскольку это было первое производство стеклянных игрушек в Сибири и на Дальнем Востоке. Об этом писала «Восточно-Сибирская правда» от 15 января 1941 года. В июне 1940 года артель набрала учеников, которые должны были научиться делать ватные и стеклодувные игрушки. Как видно из газетного отчёта областной плановой комиссии, в июле 1940 года артели Иркутска начали «работы по освоению стеклодувной ёлочной игрушки». В октябре 1940 года Ироблмногопромсоюз искал мастеров по изготовлению стеклянной ёлочной игрушки. Интересно, что им предлагали даже льготные условия: над игрушками можно было работать вечером и на дому. А уже к концу 1940 года артель «Культпромкомбинат» выпустила стеклянных игрушек на 50 тысяч рублей. В 1941 году в Иркутске должна была открыться артель по изготовлению детских игрушек и ёлочных украшений, годовой объём её продукции планировался на сумму 800 тысяч рублей. Но война нарушила все планы…

Свои, иркутские, стеклянные

Неизвестно, работал ли «Культпромкомбинат» с ёлочной продукцией во время войны, логика подсказывает, что в самые трудные годы его работа должна была быть полностью направлена на нужды фронта. Уже в 1941 году артель сменила профиль: она набирала мастеров по изготовлению пуговиц, гребешков – эти вещи отправлялись на фронт, в том числе и в новогодних подарках бойцам. Однако в войну ёлки в Иркутске ставились точно. В конце декабря 1941 года вышло решение Всесоюзного центрального совета профсоюзов: провести по всей стране полноценные детские каникулы с ёлками, устроить горки и катки, утренники, походы в кино. Во всех областных центрах страны общегородские ёлки были обязательными. Дети тех, кто ушёл на фронт, получили бесплатные билеты. Это сообщение появилось в один из самых тяжёлых месяцев войны – в декабре 1941 года – и было распространено ТАСС по всему Советскому Союзу.

Да, это факт – собственные, иркутские стеклянные игрушки висели на тыловых ёлках! Конечно, это была уже роскошь, потому что в годы войны люди, как известно, сами делали игрушки. Одна из самых знаменитых – перегоревшая электролампочка, которую разрисовывали нехитрыми рисунками и подвешивали на ёлку.

Казалось бы, ёлка и игрушки – всё это как-то неуместно в военное время. Но такие обычные, мирные вещи часто помогали бойцам не сойти с ума на войне. Поэма Анатолия Ольхона «Служба погоды» была напечатана в 1948 году в журнале «Новая Сибирь», она рассказывала о военном синоптике. Немецкий снайпер убил его любимую. Человек не мог выйти из тьмы горя, пока не увидел… ёлочные игрушки.

Огромный ворох ёлочных игрушек

Откуда-то доставил медсанбат.

Передавая сказочных зверушек,

Посыльная сказала: «Для ребят…»

С игрушками в руках я вдруг

заплакал.

Почувствовал себя солдатом

и отцом.

Блеснула ты, как звёздочка

из мрака,

Расплавилось забвения кольцо…

Точно известно, что в октябре 1945 года иркутской артели «Культпромкомбинат» областное управление промкомбината дало задание «восстановить производство зеркал, чемоданов и ёлочных игрушек». И в конце 1945 года, в первые месяцы после Победы, артель выпустила первые тысячи ёлочных игрушек. Правда, теперь газеты упоминали не о стеклянных игрушках, а о цветочном цехе артели, где делали маленькие скворечницы, корзиночки, картонные почтовые ящики, часы, хлопушки. Клоуны и грибки из папье-маше, ватные Деды Морозы – все эти игрушки делались у нас, в Иркутске, общая сумма в 1945 году – 30 тысяч рублей. На 20 тысяч поменьше, чем в 1940 году, но факт остаётся фактом – собственные ёлочные игрушки в Иркутске выпускались вплоть до войны и в первые месяцы после войны! Зимой 1946 года «Культпромкомбинат» передал в магазины игрушки на 100 тысяч рублей, сразу увеличив объёмы больше чем в три раза. Известно, что тогда иркутяне получили 20 тысяч стеклянных игрушек, 30 тысяч «картонажек», 2 тысячи ватных и 10 тысяч игрушек из папье-маше. В июле 1946 года и Тальцинский завод заявил о выпуске стеклянных игрушек, а к Новому году тальцинские шары появились в магазинах Иркутска. В 1948 году «Культпромкомбинат» сделал 500 Дедов Морозов и тысячу комплектов ёлочных наборов. Во все районы области летели посылки с ёлочными игрушками от культбазы Облпотребсоюза. 500 тысяч рублей область потратила на эти сказочные посылки. В Иркутском ремесленном училище № 1 ученики сами готовили ёлочные игрушки. Они сделали, наверное, одну из первых ёлок в Иркутске, которая вращалась на электромоторе. Для автора этого материала это очень близкая история. Мой дедушка Владимир Переломов – выпускник ремесленного училища, и у нас дома всегда была вращающаяся ёлка с мотором, дедушка сделал её сам уже после войны, когда в 1950-х родились его дети.

Кто знает, может быть, на чьей-то ёлке в Иркутске висит почтовый ящик, на дне которого ещё сохранилась этикетка «Культпромкомбината». Эта маленькая вещь – свидетель того, что ёлки зажигали в Иркутске и в войну…

Игрушки-прищепки, игрушки-малютки

– А вот они, знаменитые игрушки на прищепках, примета пятидесятых – начала шестидесятых годов, – рассказывает Ольга Чернявская. – Появляются целые наборы из персонажей знаменитых сказок. Это фигурки из сказок Пушкина, из сказки «Чиполлино». Это и игрушки в одеждах народов Советского Союза. Звери, птицы на прищепках, самые разнообразные и в большом количестве, – всё это характерно для 1950-х годов. Тогда же вновь начали выпускаться бонбоньерки в виде почтовых ящиков, скворечников, томиков книг. В такую бонбоньерку клали какой-нибудь маленький подарочек. Самые разные бонбоньерки были характерны для российских ёлок конца 19 века, но массовый их выпуск пришёлся на 1950-е годы.

Согласно «Товарному словарю» 1957 года, бонбоньерки относились к так называемому «клееному картонажу». Сначала такие игрушки вырубались по контуру, потом склеивались столярным клеем, а уже затем покрывались цветной бумагой, шёлком, плюшем, бархатом, сатином, бумажными кружевами. В 1957 году выпускались ёлочные домики, и крохотная мебель, и утварь, и игрушки, корзиночки, фигурки животных, транспорт.

Тогда же, в конце 1950-х – начале 1960-х, появляются игрушки-малютки. «У нас хранится такой набор со штампом 1963 года, – рассказывает Ольга Чернявская. – В коммунальной квартире обычно негде было ставить ёлку, поэтому появлялись крохотные ёлочки и маленькие игрушечки. Потом появились малогабаритные хрущёвские квартиры, где также устанавливались ёлки-малютки. В начале 1960-х годов массово выпускались разные овощи и фрукты. Помимо любимой Никитой Сергеевичем кукурузы на ёлках появились и тыквы, и яблоки, и груши, и огурцы. В 1965 году закончился период, когда игрушки раскрашивались ручным способом, началось массовое производство. Игрушки теперь делаются с учётом экономии, рисунок часто штампованный, украшения минимальные, например положенная внутрь мишура… Поэтому по решению Международной ассоциации коллекционеров ёлочных украшений раритетными, а значит, интересными музеям считаются игрушки до 1965 года.

 

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх