16 января 1908 года родился Нилин Павел Филиппович

Нилин (наст. фам. Данилин) Павел Филиппович (16 янв. 1908, г. Иркутск – 2 окт. 1981, г. Москва), писатель, лауреат Государственной премии.

Род. в Иркутске в семье ссыльнопоселенца. Работал кочегаром, слесарем, сотрудником уголовного розыска, выступал в газ. «Власть труда» с фельетонами. В 1929 переехал в Москву, но годы жизни в Иркутске и впечатления этих лет отразились в лучших сочинениях Н. В 1936 журн. «Новый мир» опубликовал роман Н. «Человек идет в гору», по к-рому позже был написан сценарий фильма «Большая жизнь», снятого режиссером Л. Луковым и удостоенного Гос. премии СССР. В том же журнале в 1940 публикуется повесть Н. «О любви», в разных изданиях печатаются многочисленные рассказы. В годы войны Нилин – воен. корреспондент. Лучшее свое произведение об этом времени, повесть «Через кладбище», Нилин завершил в 1962. Но еще ранее им были написаны повести «Жестокость» и «Испытательный срок», в к-рых наиболее полно отразились впечатления Нилин о годах жизни в Иркутске. Они принесли автору широкую известность, по ним сняли кинофильмы, как и другие произведения писателя, неоднократно издавались в СССР и за рубежом. Вторая серия фильма «Большая жизнь», снятая после войны, послужила поводом для разгромного постановления ЦК ВКП(б).

Отец Нилина— ссыльный поселенец, выходец из крестьян Саратовской губ., был его главным учителем. Обучал старославянскому яз., знакомил с литераторами недавнего столетия — Загоскиным, Данилевским, Крестовским. В 10 лет Нилин остался без отца, рано начал работать — сначала подручным кузнеца, в 14 лет — учеником слесаря, затем кочегаром в горкомхозе, рабочим на лесопильном и пивном заводах. Уже комсомольцем служил в уголовном розыске в таежном городке Тулуне. С 1924 сотрудничает в иркутской газ. «Власть труда». Первая заметка «Иркутские трущобы» (свидетельствующая о знакомстве Нилин с «Петербургскими трущобами» В. Крестовского) давала социальные зарисовки нэпманского «дна», она была подписана псевдонимом Павел Дин.

В 1928 Нилин отправляется повидать «остальной» мир. Ненадолго задерживается в различных городах, зарабатывая на пропитание в местных газ. Так, в Самаре сотрудничал в «Средневолжской коммуне», на Донбассе, в Шахтах заведовал отделом и писал фельетоны в «Красном шахтере». В 1929 прибыл в Москву. Сначала сотрудничает в «Гудке», затем — в «Известиях», с 1933 — в ж. «Наши достижения».

В 1936 в ж. «Новый мир» напечатан роман Нилин «Человек идет в гору (Очерки обыкновенной жизни)». Произведение содержало характерные приметы времени, отличалось достоверностью характеров, в то же время построение сюжета было несколько упрощенным и схематичным.

В 1936-37 Нилин создает и публикует рассказы («Первый муж Вари Паниной», «Последняя кража», «Ближайший родственник», «Знаменитый Павлюк» и др.), в которых уже обозначилась точность изображения предметной среды, динамики времени. Нилин был продолжателем бытописательской линии, идущей от XIX в., его прозу отличает простота, не лишенная живописной образности. По-прежнему ощутимы отголоски «Петербургских трущоб» В. Крестовского. Так, в рассказе «Последняя кража» дается несколько социальных срезов, вплоть до тюремного, с подробным описанием их повседневной жизни; в рассказе «Знаменитый Павлюк» приводится вариант текста тюремной песни о Лонцове, приведенной и В. Крестовским. «Знаменитый Павлюк» стал творческой вехой для Нилина. Глубокий нравственный подтекст произведения высвечивается характерными худож. приемами — тексты наполнены пластикой и движением, по худож. эффекту близкими к кинематографическому видеоряду.

Вероятно, Нилин, ощутив эту особенность своего письма, обращается к жанру киносценария. В 1940 дебют первой серии кинофильма «Большая жизнь» (по мотивам романа «Человек идет в гору») принес успех и Гос. премию СССР (1941). Вторая серия того же фильма (1946) подверглась острой критике и задержалась с выходом на экран на 12 лет. В 1940 по мотивам рассказов и повестей был написан сценарий фильма «Любимая девушка».

Военная проза Нилина отличается сдержанностью, однозначностью коллизий. По следам первых трагических событий войны в нояб. 1941 Нилин создает повесть «Линия жизни». Фактографичность граничит с очерковостью. Столь же лаконичны как в средствах изображения, так и в сюжетном построении военные рассказы: «Дуэль», «Дом господина Эшке в городе Веневе», «Егор или Василий?», «Пятно», «Завтра».

17 лет спустя на военном материале будет написана пронизанная атмосферой напряженного внутреннего спора повесть «Через кладбище». Критика не случайно ставит ее у истоков военной прозы В. Быкова, поскольку драматизм в ней не только событийно-ситуационный, но и психологический. Одна из героинь — партизанская вдова Ева — загадочна для окружающих. Она зарабатывает на жизнь, служа в немецкой комендатуре, сводит там знакомства, с неприкрытым любопытством наблюдает за бытом немцев, отмечая его житейские преимущества. С удовольствием примеряет на себя красивые немецкие вещи. При этом она благородно и бескорыстно помогает партизанам, проявляя неожиданную для такой, казалось бы, легкомысленной красавицы как физическую, так и нравственную силу. В 1965 по сценарию Нилина повесть была экранизирована.

Повести «Испытательный срок» и «Жестокость» (обе — 1956) были единодушно оценены критикой как вершинные достижения Нилина. Произведения связаны между собой событийно и через некоторых персонажей, хотя вполне самостоятельны. В основу «Жестокости» положен довоенный рассказ «О любви», некоторые автобиографические подробности. Произведению свойственны особое доверительное звучание, исключительно точные интонации. Г. Бакланов так сформулировал свое первое впечатление от «Жестокости»: «Думал не о книге, а о тех людях, к кому в жизни был несправедлив, вспоминались давние случаи, когда я мог, как мне казалось, гордиться своей правотой, а вот сейчас по другому, более глубокому счету видел, что был не прав и, наверное, жесток… А ведь это о самом главном: о том, как жить» (Цит. по: Потапов А.— С. 8). Несмотря на идеологическую определенность, эта книга в полном смысле о ценностях вечных; социальная борьба, которая разворачивается в глухой тайге, предстает не плакатно-агитационно, а глубоко трагедийно, и слова главного героя Веньки Малышева: «Мы за все отвечаем, что есть и что будет при нас» — звучат не пафосно, а как эстетическая доминанта вынесенного писателем жизненного опыта. Ф. Абрамов писал: «Вся послевоенная городская психологическая литература с обостренным подходом к нравственным вопросам, с оценкой тех или иных периодов истории, на мой взгляд, пошла от Нилина, и прежде всего от такой великолепной книги, как „Жестокость»» (Цит. по: Потапов А.— С. 14). В 1959 по сценарию Н. был поставлен одноименный фильм.

Многие произведения илина. известны прежде всего по фильмам: «Сестры (Две жизни)» (1957, по рассказу «Жучка, или Осень в Жухарях»); «Единственная» (1959, по рассказу «Дурь»); «Впервые замужем» (1980, по одноименному рассказу) и др. Фильмы по сценариям Н., как и его лит. произведения, отличает обостренное чувство трагизма человеческой жизни («если иметь в виду неизбежное ее завершение в каждом конкретном индивиде» — Нилин), что помогает ощутить зрителю и читателю, «как упоительна и неукротима жизнь и при крайних ее неожиданностях».

(взято с Иркипедия)

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх