2 февраля

2 февраля — День воинской славы России — День разгрома Красной Армией вермахта в Сталинградской битве (1943 г.).  Сталинградская битва — крупное сражение Второй мировой войны, один из важнейших эпизодов Великой Отечественной войны. Происходила на территории современных Воронежской, Ростовской, Волгоградской областей и Республики Калмыкия с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. Немецкое наступление продолжалось с 17 июля по 18 ноября 1942 г., его целью был захват большой излучины Дона, волгодонского перешейка и Сталинграда (современный Волгоград). Осуществление этого плана блокировало бы транспортное сообщение между центральными районами СССР и Кавказом, создало бы плацдарм для дальнейшего наступления с целью захвата кавказских месторождений нефти. За июль-ноябрь Красной Армии удалось заставить немцев увязнуть в оборонительных боях, за ноябрь-январь окружить группировку немецких войск в результате операции «Уран», отбить деблокирующий немецкий удар и сжать кольцо окружения к развалинам Сталинграда. Окруженная группировка капитулировала 2 февраля 1943 г. Эта победа после череды поражений 1941-1942 гг. положила начало «коренному перелому» (перехвату советским командованием стратегической инициативы) в войне. По количеству суммарных безвозвратных потерь (убитые, умершие от ран в госпиталях, пропавшие без вести) воевавших сторон, Сталинградская битва стала одной из самых кровавых в истории человечества: РККА — 478 741 чел. (323 856 чел. в оборонительной фазе сражения и 154 885 чел. в наступательной); вермахт — ок. 300 000 человек; германские союзники (итальянцы, румыны, венгры, хорваты) — ок. 200 000 человек, число погибших горожан невозможно установить даже приблизительно, но счёт идёт не менее чем на десятки тысяч. Военным значением победы стало снятие угрозы захвата вермахтом Нижнего Поволжья и Кавказа, особенно бакинских месторождений нефти. Политическим значением победы стало то, что Турция отказалась от вторжения в СССР весной 1943 г., Япония не начала планируемый Сибирский поход, Румыния, Италия, Венгрия стали искать возможности для выхода из войны и заключения сепаратного мира. 

2 февраля 1732 г. — в России учреждена Воинская морская комиссия. Одним из первых документов, появившихся в результате работы комиссии, стало «Рассуждение о принципах содержания флота», оформленное в виде доклада. В «Рассуждении» приводится обоснование необходимости содержания определенной структуры и размеров флота, которые поставлены в зависимость от его задач, оборонительных функций флота и принципа соответствия силам вероятного противника. В этом документе формулировалась первая военно-морская доктрина России. Основной задачей флота определялась способность противостоять силам вероятного противника. Главным вероятным противником в документе объявлялась Швеция. Определялись и функции флотов, корабельного и галерного. Корабельный флот определялся для оборонительных задач, а галерный для наступательных: «Корабельный флот заведен по пропорции шведского, и для обороны от шведского числом довольный. Галерный флот заведен не так для обороны, как для наступательных действ в потребном и нужном случае». Сформулированная в «Рассуждении» доктрина была реалистична и обоснована ситуацией. Серьезных противников на Балтике, кроме Швеции, Россия тогда не имела, а возникновение коалиции государств, направленной против России, было маловероятным.

2 февраля 1885 г.  — родился Михаил Васильевич Фрунзе (ум. 1925 г.) —  революционер, советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной армии во время Гражданской войны, военный теоретик. В 1904 г. поступил в Петербургский политехнический институт, вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В ноябре за свои революционные идеи был впервые арестован. В Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. участвовал в манифестации на Дворцовой площади в Петербурге, был ранен в руку. Позже Михаил Васильевич признавал, что именно это событие привело его в «генералы от революции». В дни восстания в Москве в октябре 1917 г. участвовал в боях у здания гостиницы «Метрополь». Депутат Учредительного собрания от большевиков Владимирской губернии. В первой половине 1918 г. — председатель Иваново-Вознесенского губкома РКП(б), губисполкома, губсовнархоза и военный комиссар Иваново-Вознесенской губернии. С августа 1918 г. — военный комиссар Ярославского военного округа. В феврале — мае 1919 г. командующий 4-й армии РККА, разгромившей белых в ходе весеннего наступления, в мае-июне — Туркестанской армии, в марте-июле — также Южной группой войск Восточного фронта, с 19 июля по 15 августа — всего Восточного фронта. За осуществление успешных наступательных операций против главных сил адмирала А. В. Колчака награждён орденом Красного Знамени. С 15 августа 1919 г. по 10 сентября 1920 г. — командующий Туркестанского фронта. Член Туркестанской комиссии ВЦИК и СНК (октябрь 1919 г. — июль 1920 г.); сторонник «организации» революции в Бухарском эмирате путём вторжения Красной армии, руководил штурмом Бухары 30 августа — 2 сентября 1920 г. С 27 сентября командовал Южным фронтом, организатор изгнания войск генерала П. Н. Врангеля из Северной Таврии и Крыма. После штурма Перекопа послал врангелевским войскам телеграмму, предлагавшую им свободно покинуть Крым в обмен на прекращение сопротивления. 3 декабря 1920 г. назначен уполномоченным Реввоенсовета на Украине и командующим вооружёнными силами Украины и Крыма. По распоряжению из Москвы руководил разгромом Повстанческой армии Махно (за что в 1924 г. награждён вторым орденом Красного Знамени) и отряда Ю. О. Тютюнника. В ноябре 1921 г. возглавлял Чрезвычайное посольство в Анкару для установления отношений с Турцией, вёл переговоры с Ататюрком. С марта 1924 г. — заместитель председателя Реввоенсовета СССР и наркома по военным и морским делам, с апреля 1924 г. — одновременно начальник штаба Красной Армии и начальник Военной академии РККА. С января 1925 г. председатель Реввоенсовета СССР и нарком по военным и морским делам. Под руководством Фрунзе проводилась военная реформа 1924-1925 гг. — сокращение численности армии, введение принципа единоначалия, реорганизация военного аппарата и политического управления Красной Армии, сочетание в структуре Вооружённых сил постоянной армии и территориальных-милиционных формирований. Автор ряда военно-теоретических работ.

2 февраля 1904 г. — родился Валерий Павлович Чкалов (погиб в 1938 г.) -советский лётчик-испытатель, комбриг (1938 г.), Герой Советского Союза (1936 г.), командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 г. первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон). В 1921 г. Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС. После её окончания в 1922 г. он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт. По окончании училища, в 1923-1924 гг., в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, он прошёл обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты. Затем учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя. В июне 1924 г. военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. В марте 1928 г. он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью. В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 г. Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова, менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 г. Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 г. работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. В ноябре 1930 г. Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 г. Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей. В 1932 г. НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова. С января 1933 г. Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х гг. И-15 и И-16 конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки. 5 мая 1935 г. авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина. Осенью 1935 г. лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 г. Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского (в августе 1935 г. полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности). Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 г. и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 г. уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 г. его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске). Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 г. на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР. Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 г. разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.  Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180.

2 февраля 1961 г. — первый полёт Р-16 — первой советской двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты на высококипящих компонентах топлива с автономной системой управления. 5 февраля 1963 г. началась постановка на боевое дежурство первого ракетного полка, вооружённого БРК с этими МБР, а 15 июля этого же года этот комплекс был принят на вооружение РВСН. Р-16 стала базовой ракетой для создания группировки межконтинентальных ракет РВСН. Наземный стартовый комплекс включал боевую позицию с двумя пусковыми устройствами, одним общим командным пунктом и хранилищем ракетного топлива. Пуск ракеты осуществлялся после её установки на пусковой стол, заправки компонентами ракетного топлива и сжатыми газами, проведения операций по прицеливанию. Все эти операции занимали довольно много времени. Чтобы его сократить, были введены четыре степени технической готовности, характеризовавшиеся определённым временем до возможного старта, которое было необходимо затратить для выполнения ряда операций по предстартовой подготовке и запуску ракеты. В высшей степени готовности Р-16 могла стартовать через 30 минут. Р-16 состояла на вооружении РВСН СССР с 1962 г. по 1977 г.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх