26 февраля

26 февраля 1908 г. – родилась Анна Ивановна Щетинина  (ум. 1999 г.), первая в мире женщина — капитан дальнего плавания. В 1919 г. Щетинина начала учиться в начальной школе в Садгороде. После вступления Красной Армии во Владивосток школы были реорганизованы, и с 1922 г. Анна Ивановна училась в единой трудовой школе на станции Седанка, где в 1925 г. окончила 8 классов. В том же году поступила на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума. После окончания техникума работала на Камчатке, где прошла путь от простого матроса до капитана. В возрасте 24 лет Анна получила штурманский диплом, а в 27 лет стала первой в мире женщиной — капитаном дальнего плавания. Своим первым рейсом в 1935 г. она прославилась на весь мир, проведя грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский. 20 марта 1938 г. Анна Ивановна была назначена первым начальником рыбного порта города Владивостока. Войну Анна Ивановна встретила на Балтике, где под бомбёжками эвакуировала население Таллина и перевозила стратегические грузы. После войны Анна Щетинина была капитаном судов «Аскольд», «Баскунчак», «Белоостров», «Днестр», «Псков», «Менделеев» в Балтийском пароходстве. С 1949 г. работала в Ленинградском высшем инженерном морском училище, с 1951 г. — старший преподаватель, а затем и декан судоводительского факультета училища. В 1956 г. Анне Ивановна Щетининой присвоено звание доцента. В 1960 г. она была переведена в ВВИМУ на должность доцента кафедры «Морское дело». В 1963 г. стала председателем Приморского филиала Географического общества СССР. Автор книги «На морях и за морями…» (1968).

26 февраля  1910 г. — Сергей Георгиевич Горшков  (ум. 1988 г.) — советский военачальник, флотоводец, создатель отечественного ракетно-ядерного флота, Адмирал Флота Советского Союза, главнокомандующий ВМФ — заместитель министра обороны СССР (1956-1985 гг.), дважды Герой Советского Союза. Окончил Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе в 1931 г. В марте 1932 г. переведён на Тихоокеанский флот, где служил штурманом на минном заградителе «Томск», с января 1934 г. — флагманский штурман бригады заграждения и траления, с ноября 1934 г. — командир сторожевого корабля «Бурун», с марта 1937 г. — командир эсминца «Разящий». В марте 1937 г. окончил курсы командиров кораблей. С октября 1937 г. — начальник штаба, а с мая 1938 г. — командир бригады эсминцев Тихоокеанского флота. В июне 1940 г. переведён на Черноморский флот и назначен командиром бригады крейсеров. В апреле 1941 г. заочно окончил Курсы усовершенствования высшего начальствующего состава при Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова. Отличился в обороне Одессы и особенно в сентябре 1941 г. при высадке Григорьевского десанта. С октября 1941 г. командовал Азовской военной флотилией, во главе которой участвовал в Донбасско-Ростовской оборонительной операции, в Керченско-Феодосийской десантной операции, в оборонительном этапе битвы за Кавказ. После расформирования флотилии, с августа 1942 г. — заместитель командующего Новороссийского оборонительного района по морской части — член Военного Совета, участник Новороссийской оборонительной операции. В ноябре 1942 г. временно командовал войсками 47-й армии, оборонявшейся в районе Новороссийска (единственный случай командования флотским военачальником общевойсковой армией в Великой Отечественной войне). В январе 1943 г. была возрождена Азовская военная флотилия и Горшков С. Г. был вновь назначен её командиром. Под его командованием флотилия в 1943 г. активно содействовала советским войскам в Донбасской операции и в Новороссийско-Таманской наступательной операции. Силы флотилии провели серию десантных операций на Азовском море: десант у косы Вербяной, Таганрогский десант, Мариупольский десант, десант у Осипенко, Темрюкский десант. В ходе Керченско-Эльтигенской десантной операции Азовская флотилия под его командованием высаживала силы главного десанта под Керчью и обеспечивала поддержку с моря советских войск на Керченском плацдарме. С апреля 1944 г. — командир вновь созданной Дунайской военной флотилии. Руководил её действиями в Ясско-Кишинёвской, Белградской, Апатин-Капошварской, Будапештской операциях, умело организовал взаимодействие флотилии с сухопутными войсками. Вновь отличился при высадке многих тактических и оперативных десантов (форсирование Днестровского лимана, десант в Жебрияны — Вилково, десант в Килию Новую, десанты в Радуевац и Прахово, Герьенский десант, Опатовацкий десант, Вуковарский десант). Однако в декабре 1944 г. внезапно был снят с командования флотилией и назначен командующим эскадрой Черноморского флота. С ноября 1948 г. — начальник штаба Черноморского флота, с августа 1951 г. — командующий Черноморским флотом. С июля 1955 г. — первый заместитель главнокомандующего ВМФ СССР. С 5 января 1956 г. по 9 декабря 1985 г. — главнокомандующий ВМФ, заместитель министра обороны СССР. Сторонник развития океанского флота, подводного флота, дальних боевых походов. За почти 30 лет командования С. Г. Горшкова ВМФ СССР полностью преобразился и стал мощным океанским флотом. Постоянными стали длительные боевые службы боевых кораблей в важных районах мирового океана с формированием оперативных эскадр в Средиземном море, в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах. На флоте появились корабли и суда новых типов, создан подводный ядерный ракетный флот. Большое развитие получила военно-морская авиация.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх