297 лет назад Пётр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения мореходному делу только для русских подданных.

297 лет назад, 16 апреля 1722 года, Пётр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения мореходному делу только для русских подданных. Предварительно из Англии и Голландии он привёз в Россию около 700 военных специалистов, которые внесли неоценимый вклад в создание российского флота.

В ученики брали детей и молодых людей дворянских, чиновничьих (дьячих, подьячих) и иных чинов, в возрасте от 11 до 23 лет. Теоретически в эту школу мог попасть любой отрок, кроме крепостного сословия. В 1703 году в школе обучалось около 300 человек, в 1711 году — 500 учеников.

Ученики из малообеспеченных семей находились на полном государственном обеспечении. Им выделяли обмундирование: сапоги, бострог (копия с голландского платья, вроде кафтана), панталоны и шляпу.

Со временем учёбу приравняли к службе и ученики стали получать кормовые деньги, их количество зависело от качества и длительности учёбы. Деньги они получали по тем временам немалые — от 36 до 54 рублей в год. К примеру, заработок литейщика тогда составлял 16-25 рублей, а пороховых дел мастеров — 40-50 рублей. Так царь хотел заинтересовать молодежь, привлечь их к учёбе. Правда, надо сказать, что платили нерегулярно. Страна была на военном положении, денег не хватало.

Знания давались весьма разносторонние. Курс обучения состоял из трёх уровней: начальная, нижняя школа (русская школа), цифровая (арифметическая) и высшая (старшая). Первая ступень была рассчитана на 1,5-2 года. В ней давались минимальные знания — правила грамматики, чтение, Закон Божий. Вторая ступень давала основы арифметики, геометрии, тригонометрии, рисования. В высшей школе изучали математическую географию, астрономию, черчение, геодезию, навигацию, кораблестроение.

Затем ученики проходили долгую практику на морских кораблях, в верфях, на строительстве, в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах, мастерских в России и за рубежом. Так, в июне 1712 года в результате смотра учеников, который провёл царь, 26 учеников было послано изучать навигацкие науки в Голландию, 22 — в Ревель, изучать немецкий язык, 16 — записали в солдаты Преображенского полка.

История Иркутского адмиралтейства

Иркутское адмиралтейство центр военного кораблестроения (сначала на реке Иде, позже на Ангаре), основанный в XVIII. Включало в себя верфи, мастерские, склады для строительства, снаряжения и ремонта военных кораблей. Основано в 1754, упразднено в 1839. Размещалось адмиралтейство на правом берегу Ушаковки (в районе расположения стадиона «Динамо», позже было перенесено за мельницу купца Киселева (по улице Сурнова). 

Иркутское адмиралтейство возникло по трём причинам:

  1. c увеличением российских политических и торговых интересов на Дальнем Востоке в начале царствования императора Александра I;
  2. в связи с усилившейся колонизацией в Охотский край и Камчатку;
  3. в связи с успехами в торговле Российско-Американской компании.

Исходя из  этих обстоятельств, правительство нашло необходимым основать в Охотске военный и торговый порт, для чего в 1802 был командирован вице-адмиралФомин Иван Константинович.

Устройство порта в пустынном месте было сопряжено с большими трудностями, и Фомин решил основать в Иркутскевспомогательный пункт, где происходила бы заготовка и сбор для порта всего нужного.

Иркутск являлся в то время почти единственным промышленным пунктом Восточной Сибири; здесь в 1803 на реке Иде было основано Иркутское адмиралтейство, хотя постройкой судов оно и не занималось. Здесь изготовлялись для Охотской флотилии канаты, кораблестроительные материалы, якоря, имелся прядильный завод, смоловарни, пеньковые магазины и пр.

Заведование адмиралтейством находилось в ведении флотского офицера, который являлся и начальником нескольких судов Байкальской флотилии, существовавших для перевозки почты, пассажиров и преследования местных пиратов, занимавшихся грабежом побережий. Адмиралтейство заготовляло все нужное для Охотска и доставляло по мере надобности сухопутным путем.

В 1824 адмиралтейство было перенесено на реку Ангару, более судоходную, и здесь для местных нужд было выстроено несколько речных судов для почтовой и транспортной службы. В 1839, когда Охотский порт развился, Иркутский порт был признан излишним и упразднен, Байкальская флотилия передана в ведение местного начальства.

Более подробно с Иркутским адмиралтейством Вы можете ознакомиться в нашем музее находящимся по адресу г. Иркутск, ул. Франк-Каменецкого 16а, телефон 710-422

 

Оставить комментарий

Вы должны войти прежде, чем оставить комментарий

Наверх