2 июля 1947 года на экраны вышел кинофильм «Весна»

Фото: Кадр из фильма

2 июля 1947 года на экраны советских кинотеатров вышел фильм «Весна» режиссёра Григория Александрова с Любовью Орловой и Николаем Черкасовым в главных ролях. Первый вариант сценария, по рассказам самого Александрова, был готов 20 июня 1941 года — за два дня до начала войны — и за 6 лет, которые прошли с того момента до премьеры картины, претерпел немало изменений. Касались они, например, области деятельности Ирины Никитиной — одной из двух героинь, сыгранных в фильме Орловой. Изначально она занималась условными рефлексами в институте физиологии, позднее превратилась в физика и специалиста по взрывчатым веществам, а в итоге стала добывать энергию Солнца. Всего на бумаге Никитина сменила профессию восемь раз.

Снимали фильм в то время, когда страна ещё не оправилась от последствий войны: в Москве чернели обгоревшие здания, разрушенные вокзалы, ещё не отменена была карточная система. Даже сами съёмки «Весны» пришлось проводить в павильонах киностудии в Праге, так как «Мосфильм» ещё не был восстановлен к тому моменту. И мир, который удалось создать Александрову в «Весне», не лишён этих примет времени, как и деталей, которые указывают на то, что действие происходит в послевоенном Советском Союзе. Опыты Никитиной, к примеру, только с одной стороны можно считать фантастическими. С другой, работа с солнечной энергией — явный ответ на американские атомные испытания. Недаром звучит в фильме диалог:

Героиня Фаины Раневской, экономка Никитиной по имени Маргарита Львовна. «Весна» Григория Александрова. Фото: Кадр из фильма

— И так будет со всяким, кто вздумает шутить с ядерной энергией!

— Не с ядерной, с солнечной!

Григорий Александров использовал голливудские кинематографические находки — в том числе и сюжетные, тем более что действие происходит на киностудии. Учёный Ирина Никитина совершает путешествие по сказочному и ненастоящему миру, «фабрике грёз», где всё возможно, где вечная весна. Камера снимает героев через полупрозрачные занавеси, они то и дело встречаются на фоне декораций — Александрову удалось снять фильм не только о кинематографическом процессе, но и о самой природе этого вида искусства.

За комедийную часть в этом мелодраматической истории отвечает в основном героиня Фаины Раневской, экономка Никитиной по имени Маргарита Львовна. Именно она произносит большинство фраз, ставших впоследствии крылатыми, например «Красота — это страшная сила!». Другую классическую реплику произносит в картине завхоз института Солнца Бубенцов (Ростислав Плятт): «Где бы ни работать, только бы не работать!» или «Пифагоровы штаны на все стороны равны».

В 1947 году «Весна», в заставке к которой, к слову, впервые появился логотип «Мосфильма» со скульптурой «Рабочий и колхозница», участвовала в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля — картина была удостоена Международной премии за оригинальный сюжет и режиссуру.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх