2 сентября 1926 года в Москве родился Евгений Павлович Леонов

«Но до сих пор, за шелестом кулис,
За метким монологом, фразой гибкой,
Когда Леонова зовут на «бис»,
Он освещает зал своей улыбкой.»

Евгений Павлович Леонов родился 2 сентября 1926 года в Москве.

Заслуженный артист РСФСР (9.05.1959).
Народный артист РСФСР (1972).
Народный артист СССР (24.01.1978).

В 1941 году поступил в Авиационный техникум им. Серго Орджоникидзе. Учась на третьем курсе техникума поступил на драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии, которой руководил Ростислав Захаров, известный балетмейстер Большого театра. Каждый день он пропадал в студии с 8 утра до часу ночи. Большое влияние на него оказал Андрей Александрович Гончаров, который, вернувшись с фронта, стал вести их курс. В 1947 году окончил студию и был принят в Московский театр Дзержинского района. С 1948 года выступал на сцене Театра им. К. С. Станиславского.
С 1968 года он играл на сцене театра имени В. В. Маяковского. В 70-х годах снялся в телевизионной рекламе рыбы нототении. В результате последовавшего за этим конфликта с Андреем Гончаровым был вынужден уйти из Театра им. Маяковского.
С 1974 года — актёр Театра имени Ленинского комсомола.

В кино актёр снимался с 1947 года. Добродушный внешний вид, улыбчивость и жизнерадостность наряду с ярким комедийным дарованием, обеспечили Леонову широкое признание с самых первых, ещё небольших ролей в театре (сыграл в том числе Лариосика в спектакле «Дни Турбиных») и кино.

Особой любовью многих поколений зрителей пользовалась его работа по озвучиванию анимационных фильмов, прежде всего роли Винни-Пуха в серии мультипликационных лент 1969-1972 годов. Даже когда актёр играл не таких уж положительных персонажей, которые не были лишены трусости или склонности к мошенничеству и авантюризму («Дело Румянцева», 1956; «Полосатый рейс», 1961; «Гори, гори, моя звезда», 1970; «Совсем пропащий», 1973), его персонажи вызывали симпатию зрителей.

Незаурядный драматический талант актёра раскрылся впервые в роли казака Якова Шибалка в картине «Донская повесть» (1964). В 1960-е годы Леонов поразил мастерским и точно выдержанным по стилю исполнением роли царя-тирана Креонта в спектакле «Антигона», поставленном Б. А. Львовым-Анохиным. Привычные комедийные характеры Леонова наполняются трагикомическими красками, как в фильмах «Тридцать три» (1966), «Зигзаг удачи» (1969), «Карусель» (1970, телефильм, выход в кинопрокат 1977), «Женитьба» (1977), «Отпуск в сентябре» (1979, выпуск 1987).

Некоторые неоднозначные роли Леонова создаются с учётом ожиданий публики, но всё же вопреки им — как в фильмах «Афоня» (1975), «Осенний марафон» (1979, Государственная премия РСФСР, 1981), «Слёзы капали» (1982) и «Кин-дза-дза» (1986) Георгия Данелии, для которого актёр был своеобразным талисманом в течение почти двадцати лет. В свою очередь Марк Захаров, создавший вместе с Леоновым несколько неожиданных ролей в театре, предлагал ему в своих лентах играть на контрасте внешнего благодушия и внутренней ущербности («Обыкновенное чудо», 1978; «Дом, который построил Свифт», 1983; «Убить Дракона», 1988).

Трагикомизм образов Леонова в картине «Легенда о Тиле»(1977), телефильмах «Старший сын» (1975) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980) приобретает, по сути, подлинно драматическое и даже трагичное измерение. Вообще лишены комизма роли в лентах «Белорусский вокзал» (1971), «Премия» (1975, Государственная премия СССР, 1976), телефильме «И это всё о нем»(1978, премия Ленинского комсомола). В последние годы в театре Леонов создает серьёзные психологические работы (но не исключающие острохарактерных и трагикомических обертонов) в спектаклях Марка Захарова «Иванов», «Оптимистическая трагедия», «Поминальная молитва». В последнем из них роль Тевье, которую актёр продолжал играть даже после перенесённой операции на сердце, стала своеобразным завещанием мастера, призывавшего любить жизнь несмотря ни на что.
В 1982 году был избран общественным директором Центрального Дома актера имени А. А. Яблочкиной.
В 1988 году во время гастролей в Германии в результате обширного инфаркта пережил «клиническую смерть». Перенес экстренную операцию коронарного шунтирования. В коме находился 16 суток. Вернулся к актерской деятельности через 4 месяца.

Актёр ушёл из жизни 29 января 1994 года в своей московской квартире, когда собирался на вечерний спектакль. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок №10, ряд №8, место №5).

Вдова — Ванда Владимировна Леонова (в девичестве Стойлова) — сотрудник литературной части театра «Ленком».
Сын — актёр театра и кино, заслуженный артист России Андрей Леонов (1959).

«Бывает достаточно всего одного доброго слова, чтобы почувствовать себя окрылённым.
И очень важно, чтобы это слово было сказано при жизни человека.»
Евгений Леонов, «Письма сыну»

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Московский театр Дзержинского района
1947 — «Ровесники» А. Авдеенко, реж. В. Власов — Колька

Московский драматический театр имени К. С. Станиславского
1948 — «Три сестры» А. П. Чехова, реж. М. Кедров — Дёнщик
1948 — «День чудесных обманов» Р. Шеридана, реж. Ю. Мальковский и Г. Кристи — Лопес
1949 — «Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д’Юссо, реж. Б. Флягин — Чак Уоррен
1949 — «Две судьбы» Н. Зелеранского и Р. Хигеровича, реж. Б. Флягин — Абишев
1949 — «С любовью не шутят» П. Кальдерона, реж. Б. Равенских — Дон Диего
1949 — «Отцы и дети» Л. Муравьёвой по И. Тургеневу, реж. В. Дудин — Слуга в доме Одинцовой
1950 — «Жизнь начинается снова» В. Собко, реж. Ю. Мальковский — Клаус Нейдорф
1951 — «Грибоедов» С. Ермолинского, реж. М. Яншин — Слуга на балу
1951 — «Правда о его отце» М. Калиновского и Л. Березина, реж. Е. Весник и Л. Елагин — Отто
1951 — «Юность вождя» Г. Нахуцришвили, реж. М. Яншин и Ю. Мальковский — Иванидзе
1952 — «Девицы-красавицы» А. Симукова, реж. М. Яншин и С. Туманов — Виктор Шмелев
1953 — «Бесприданница» А. Островского, реж. М. Яншин — Робинзон
1953 — «Крошка Доррит» А. Бруштейн по Ч. Диккенсу, реж. С. Туманов — Джон
1953 — «На улице счастливой» Ю. Принцева, реж. М. Яншин и Т. Кондрашов — Фёдор Рудый
1954 — «Весенний поток» Ю. Чепурина, реж. А. Зиньковский — Второй шофёр
1954 — «Дни Турбиных» М. Булгакова, реж. М. Яншин — Лариосик
1954 — «Чайка» А. П. Чехова, реж. М. Яншин — Повар
1956 — «Трус» А. Крона, реж. А. Аронов — Василий Барыкин
1956 — «Домик у моря» С. Цвейга, реж. А. Аронов — Молодой моряк
1957 — «Ученик дьявола» Б. Шоу, реж. Р. Иоффе — Кристи
1958 — «Раскрытое окно» Э. Брагинского, реж. А. Аронов — Игорь
1958 — «Неизвестный» М. Соболя, реж. В. Бортко — Кутан
1958 — «Де Преторе Винченцо» Э. Филиппо, реж. М. Яншин и Ю. Мальковский — Винченцо
1959 — «Здравствуй, Катя» М. Львовского, реж. М. Яншин и А. Аронов — Вадим
1960 — «Верю в тебя» В. Коростылёва, реж. Е. Завадский и Б. Львов-Анохин — Сергей
1960 — «Снежная королева» Е. Шварца, реж. Е. Завадский — Сказочник
1960 — «Встречи на дорогах» Э. Брагинского, реж. Е. Симонов — Колька
1962 — «Дайте крышу Маттуфлю!..» И. Жамиака, реж. А. Карев — Каролин
1962 — «Первый встречный» Ю. Принцева, реж. М. Яншин — Константин Тимофеевич Шохин
1963 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, реж. С. Туманов — Пичем
1963 — «Палуба» Л. Зорина, реж. М. Карклялис — Солодкий
1964 — «Шестое июля» М. Шатрова, реж. Б. Львов-Анохин — Часовой
1965 — «Энциклопедисты» Л. Зорина, реж. Б. Львов-Анохин — Куманьков
1965 — «Материнское поле» Ч. Айтматова, реж. Б. Львов-Анохин — эпизод
1966 — «Антигона» Ж. Ануя, реж. Б. Львов-Анохин — Креон
1967 — «Однажды в двадцатом» Н. Коржавина, реж. Б. Львов-Анохин и М. Резникович — Ключицкий

Московский академический театр имени Вл. Маяковского
1969 — «Дети Ванюшина» С. Найдёнова, реж. А. Гончаров — Ванюшин
1971 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского, реж. М. Кнебель и Н. Зверева — Нароков
1972 — «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана и Д. Дэриона, реж. А. Гончаров — Санчо Панса

Московский театр имени Ленинского комсомола
1974 — «Тиль» Г. Горина по роману Шарля де Костера, реж. М. Захаров — Ламме Гудзак
1975 — «Иванов» А. П. Чехова, реж. М. Захаров — Иванов
1978 — «Вор» В. Мысливского, реж. М. Захаров — Отец
1979 — «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») М. Шатрова, реж. М. Захаров и Ю. Махаев — Крестьянский ходок
1983 — «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, реж. М. Захаров — Вожак
1986 — «Диктатура совести» М. Шатрова, реж. М. Захаров — Подсудимый
1989 — «Поминальная молитва» Г. Горина по Шолому-Алейхему, реж. М. Захаров — Тевье
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Орден Ленина (1986).
Орден «Знак Почета» (1967).
Государственная премия СССР (1976) — за исполнение роли Василия Трифоновича Потапова в фильме «Премия» (1974).
Премия Ленинского комсомола (1978) — за исполнение роли Прохорова в фильме «И это всё о нём».
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1981), — за исполнение роли Василия Игнатьевича Харитонова в фильме «Осенний марафон» (1979).
Лауреат Государственной премии России (1992, за спектакль «Поминальная молитва»).
Приз «Серебряный павлин» на 3-м Международном кинофестивале в Нью-Дели, Индия (1965, фильм «Донская повесть»).
Вторая премия II-го Всесоюзного кинофестиваля «За лучшую роль» в фильме «Донская повесть» (Киев, 1966 год).
Приз Союза журналистов лучшему исполнителю мужской роли (1979, фильм «Осенний марафон»).
Приз за лучшую мужскую роль на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне (1979, фильм «Осенний марафон»).
Премия итальянских журналистов за лучшую мужскую роль на Венецианском кинофестивале (1979, фильм «Осенний марафон»).
КФ в Сочи «Кинотавр» (1994, Приз «За вклад в развитие русского актёрского искусства», посмертно).
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх