80 лет Малой Восточно-Сибирской (детской) железной дороге!

Детская железная дорога в Иркутске была спроектирована в 1937 году и открыта 8 ноября 1939 года. ДЖД располагалась в предместье Рабочее г. Иркутска и имела длину 1 км. В 1992 году ДЖД была перенесена на острова Юности и Конный, а спустя 10 лет, в 2002 году, на станции Солнечной (единственной на тот момент после переноса) была введена первая очередь вокзального комплекса — учебные классы, библиотека, музей истории российских железных дорог. В 2003 году были введены в строй ещё 2 станции — «Родники» и «Ангара». Тогда же детской железной дороге было присвоено имя Георгия Игнатьевича Тетерского — почётного железнодорожника, руководителя объединённой Восточно-Сибирской и Красноярской магистрали с 1968 по 1979 год.

С первых дней открытия Иркутского Дворца пионеров и школьников в 1936 году юные транспортники мечтали о действующей модели дороги, мастерить которую начали в его стенах. Но у них была и другая заветная мечта — иметь настоящую дорогу.

В начале 1937 года коллектив иркутского дворца пионеров и комсомольские организации паровозного депо, вагонного депо Иркутск — пассажирский и Иркутск — сортировочный, завода тяжелого машиностроения имени В. В. Куйбышева выступили с предложениями построить детскую железную дорогу. Эта инициатива была поддержана Горкомом и Обкомом ВЛКСМ, Горисполкомом, управлением Восточно — Сибирской железной дороги и общественностью города. Весной этого же года и началось строительство ДЖД. После работы на производстве, вечерами и в свои выходные дни, сотни комсомольцев брали ломы, лопаты, носилки, тачки и шли возводить путь и служебные здания дороги. Заказаны железнодорожные костюмы для юных транспортников. Пассажирская служба большой Восточно-Сибирской дороги оборудует по всем правилам кабинет начальника вокзала.

В те годы комсомольскую организацию области возглавлял А. Б. Генкин. К нему и направились наши юные мечтатели. Встретив приветливо, и доброжелательно отнесясь к просьбе, Генкин пообещал обратиться в областной комитет партии, обсудить просьбу с комсомольским активом, но прежде пообещал пожелание ребят передать начальнику Восточно-Сибирской дороги М. П. Сычеву.

Начало было положено. Но нужно было все взвесить, оговорить, обеспечить строительство деньгами, создать проект дороги и всех ее сооружений, а, главное, позаботиться о подвижном составе и паровозе.

Был создан штаб строительства, который возглавил директор Иркутского дворца пионеров и школьников, писатель Б. А. Костюковский. Его заместителем стал заведующий техническим отделом дворца К. Л. Гончарук. На их плечи была возложена вся подготовительная и организационная работа по строительству и обеспечению его денежными, людскими и материальными ресурсами.

Как известно, сооружение дороги требовало капиталовложений, которых общественность города не имела. Штабом строительства было высказано предложение о сборе необходимых сумм денег за счет директорских фондов. Были составлены письма-обращения, и юные железнодорожники, вооружившись этими документами, пошли к руководителям учреждений и предприятий.

Не менее важным было создание материально-технической базы строительства. Здесь на помощь пришли ВСЖД, Лисихинский кирпичный завод, завод инертных материалов, Иркутский лесозавод, локомотивное депо Иркутск — Сортировочный, вагонное депо, Иркутск — Пассажирский, Слюдянское паровозное депо, завод тяжелого машиностроения им. В. В. Куйбышева и другие организации. Они выделили фонды кирпича, гравия, шпал и других самых необходимых строительных материалов, санитарно-технического и другого оборудования. Замечательным в этом было то, что фонды создавались за счет субботников и сверхурочной работы комсомольцев, отцов и матерей.

Параллельно с созданием базы строительства вагонное депо Иркутск — пассажирский разрабатывало и конструировало вагоны, создавало проекты дороги, станций, депо и других сооружений.

Возглавил строительство К. Л. Гончарук, начальником штаба строительства был директор дворца пионеров Б. А. Костюковский. Техническим директором была А. В. Петровна, кружок паровозников вел А. Е. Дрягин.

1 ноября 1939 года бюро Иркутского обкома партии приняло решение об открытии ДЖД, построенной на территории стадиона «Динамо».

Одновременно со строительством дороги инструктор Дворца пионеров Дрягин А.Е. готовил в кружках юных железнодорожников ребят, которые должны были в день открытия обеспечить движение поездов.

За месяц до ее открытия на педсовете Дворца пионеров и школьников был утвержден командный состав дороги — начальник, его заместитель и начальники служб. Роман Атласов был назначен заместителем начальника дороги, Георгий Руденко — начальником паровозной службы, Е. Смирнов — начальником службы связи, Юрий Кудрин — службы движения. Первыми начальниками ДЖД были назначены В. П. Александрова, а от юных железнодорожников — Богоявленский Боря — пионер, ученик 8 класса 13 школы.

В два часа дня 8 ноября 1939 года состоялось торжественное открытие Малой Восточно-Сибирской железной дороги, на котором присутствовали до 5-ти тыс. детей и трудящихся, представители городских партийных, советских, комсомольских и общественных организаций, работники Управления ВСЖД. Открытие дороги транслировалось по радио, в газете «За здоровую смену» печатались фотографии юных специалистов, в присутствии представителей общественности города и области детская дорога была передана маленьким гражданам Иркутска. От имени обкома комсомола торжественный митинг открыл его секретарь А. Б. Генкин. В этот незабываемый день дорогу принимали 114 первых юных железнодорожников — В. и А. Бушманы, М. Тверских, Д. Гуревич, А. и Д. Герасимовы, А. Зверев, И. Крупицкий, Г. Руденко, Е. Смирнов, В. и О. Полозовы, Н. Антонова, Р. Атласов, С. Радовская, В. Сисина, Л. Полякова, Н. Коваль, А. Закблуковский, М. Князев, Ю. Степанченко, А. Мазов, Н. Крат, Г. Гаман, П. Ройзен, В. Тупиков, Н. Распутин, Н. Слесарева, Н. Попов, В. Парфенов, Б. Райцис, Н. и Р. Рек, В. Мальков и многие другие.

Б. Богоявленский — первый начальник Малой Восточно-Сибирской дороги от юных железнодорожников отдал рапорт о готовности ДЖД товарищу Сычеву и паровоз с 3-мя вагонами, под марш духового оркестра двинулся в свой первый рейс. В каждом вагоне более 20 человек. За первый день поезд сделал 5 рейсов, перевезено около 500 пассажиров, на митинге было зачитано обращение юных железнодорожников к товарищу Сталину.

Дорога обслуживалась 30-ю юными железнодорожниками. Специально для ребят, обслуживающих детскую железную дорогу, была сшита настоящая железнодорожная форма. Протяженность дороги между станциями Солнечная и Пионерская составляла 1800 м. В 1941 году было закончено строительство паровозного депо, отопление всех зданий было печное. Центральная станция названа «Солнечной», депо — имени Л. М. Кагановича, мост через протоку реки Ушаковки — имени П. Морозова. Дороге присвоено звание «Малая Восточно-Сибирская».

Сейчас Детская железная дорога ДЖД имеет 3 станции: «Солнечная»(3 пути), «Ангара»(2 пути), «Родники»(3 пути). Станция «Солнечная» является основной, на ней находятся вокзал, учебные корпуса. Станции «Ангара» и «Родники» имеют платформы, но остановок по ним нет.

Иркутская ДЖД имеет 4 тепловоза: ТУ2К-228, ТУ2К-053, ТУ7-2925, ТУ10-016 (прибыл в декабре 2012); 14 вагонов ПВ40; 2 вагона Pafawag (оба списаны). В 2007 году тепловоз ТУ2-228 был модернизирован в депо Слюдянка. Позже, в 2008 году на модернизацию в то же депо был отправлен тепловоз ТУ2-053.

 

Оставить комментарий

Вы должны войти прежде, чем оставить комментарий

Наверх