15 ноября 1881 года конструктор и изобретатель Александр Федорович Можайский получил привилегию — первый в России патент на летательный аппарат.

15 ноября 1881 года конструктор и изобретатель Александр Федорович Можайский получил привилегию — первый в России патент на летательный аппарат. Можайский построил и испытал первый самолет на 20 лет раньше американцев братьев Райт.

В 1856, служа на флоте, Можайский начал серьезно исследовать возможность создания летательного аппарата тяжелее воздуха. Он изучал строение крыльев птиц, исследовал работу воздушных винтов, динамику полета и строил пробные модели летательных аппаратов. Конструктор открыл, что «для возможности парения в воздухе существует некоторое отношение между тяжестью, скоростью и величиной площади… Чем больше скорость движения, тем большую тяжесть может нести эта площадь».

Можайский был не единственным исследователем в этой области, однако, в отличие от других, он пробовал создать машины с неподвижным относительно корпуса крылом. Он работал над исследованием воздушных змеев большой грузоподъемности, строил летающие модели самолетов. Он произвел большое количество различных расчетов, исследований и экспериментов, в результате которых в сентябре 1876 построил первую летающую модель самолета.

В марте 1878 Можайский завершил составление своего проекта. Его аппарат имел все основные элементы устройства современных самолетов. Длина машины составляла 23,2 метра, размах крыльев — 25 метров, высота — 7,5 метра. Вес — немногим более 900 килограммов. Силовая установка (паровой двигатель) — 30 лошадиных сил. 15 ноября 1881 по заявке от 16 июня 1880 Можайский получил от Департамента торговли и мануфактур «привилегию» на свой «воздухоплавательный снаряд» — первый в России патент на летательный аппарат. Выдача документа означала официальное признание первого в России научно обоснованного проекта самолета.

Летом 1882 самолет был готов и испытан: скатываясь по деревянной наклонной плоскости, он набирал взлетную скорость, отрывался от земли и летел над полем. В лодке, заменявшей фюзеляж, находился механик. Это был первый в мире самолет, на котором человек поднялся в воздух. На одном из испытаний аппарат потерпел крушение, однако Можайский не отчаивался. Не имея средств, он продал свои имения в Вологодской губернии и Украине, а также часть личных вещей. Изобретатель был полон замыслов и надежд, но окончательно реализовать свой проект не успел — скончался 21 марта 1890. Его работы легли в основу самолетостроения во всем мире.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх