В 1825 году Пушкин закончил написание драмы «Борис Годунов»

Пушкин приступил к работе над своей новой драмой «Борис Годунов» в ноябре-декабре 1824 г. В этот период он написал текст до сцены в келье Чудова монастыря. Судя по всему, после этого Пушкин сделал перерыв, занявшись 4-ой главой «Евгения Онегина». В марте-апреле 1825 г. Пушкин вернулся к работе над «Борисом Годуновым» и летом 1825 г. закончил первую часть, которая завершалось сценой в корчме на литовской границе. Вторую часть Пушкин завершил 13 сентября 1825 г. (часть заканчивалась сценой с Григорием и Мариной у фонтана). Третью, заключительную часть драмы «Борис Годунов» Пушкин закончил 19 ноября 1825 г.

В рукописи трагедия была озаглавлена так: «Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве». При этом у Пушкина имелось несколько вариантов этого названия. При окончательной обработки пьесы Пушкин убрал деление ее на три части и поменял местами несколько сцен.

В сентябре и октябре 1826 г., уже в Москве, Пушкин читал свою драму друзьям: 10 сентября у Соболевского, 29 сентября у Вяземского, 12 октября у Веневитиновых. Узнав о об этих чтениях, А. Х. Бенкендорф (начальник Третьего отделения, занимавшегося политическими расследованиями), потребовал от Пушкина рукопись «Бориса Годунова» на проверку. В конце концов Император Николай I не одобрил драму, из-за чего она не была допущена к печати в оригинальном виде. После этого из трагедии «Борис Годунов» были напечатаны только отрывки (несколько сцен).

В 1830 г. Пушкин снова обратился к Бенкендорфу с просьбой разрешить «Бориса Годунова» к печати. На этот раз Бенкендорф позволил Пушкину опубликовать драму, однако при публикации многие сцены были сильно изменены по цензурным соображениям, а сцена «Девичье поле. Новодевичий монастырь» была и вовсе вырезана. Это издание вышло в печать в конце декабря 1830 г. Пушкин посвятил эту книгу историку и литератору Н. М. Карамзину. К сожалению, при жизни автора драма «Борис Годунов» так и не была поставлена на сцене по тем же цензурным соображениям.

Вот как комментирует эту ситуацию профессор С. М. Бонди: «Пушкину не удалось увидеть на сцене своего «Бориса Годунова». Николай I, только что разгромивший декабрьское восстание, запретил даже печатание пушкинской драмы, и только через шесть лет после ее написания Пушкину удалось выпустить ее в свет. Наступившая реакция николаевского царствования лишила Пушкина возможности разрабатывать для театра широкие политические и социальные темы. Он в своей драматургии перешел к углублению личной темы, к изучению человеческих характеров, общечеловеческих страстей.» (С. М. Бонди, комментарии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения», 1943 г.)

И даже те, кто не читал книгу или не видел кинофильм в обиходе частенько пользуются крылатыми фразами из «Бориса Годунова»:

«-И мальчики кровавые в глазах».

«-Нельзя молиться за царя Ирода»

«-…народ безмолвствует»
«-Живая власть для черни ненависта,
они любить умеют только мертвых»

«-Нет, милости не чувствует народ:
Твори добро — не скажет он спасибо;
Грабь и казни — тебе не будет хуже»

«-Лишь строгость мы можем неусыпной сдержать народ»

«-Всегда народ к смятенью тайно склонен…»

«-Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!»

«-Вот тебе, бабушка, Юрьев день»

«-Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»

«-Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, не гнева…»

«-Еще одно, последнее сказанье…»

«-…упрямится; одна есть надежда…»

«-… но счастья нет в моей душе»

 

Оставить комментарий

Вы должны войти прежде, чем оставить комментарий

Наверх