5 декабря 2003 года на Байкало-Амурской магистрали был открыт Северомуйский тоннель

Тысячи километров БАМа идут по Забайкалью, сквозь «горную страну». Строители магистрали покорили сотни вершин, котловин, перевалов. Но одним из самых сложных участков этого пути стал Северо-Муйский хребет. Чтоб пустить под ним поезда, потребовалось 26 лет непрерывного тяжелого труда.

Горнопроходческие работы в районе будущего Северомуйского тоннеля начались 28 мая 1977 года. Тектонические разломы с горячими подземными водами, высокая концентрация радиоактивного газа радона, перетертый в песок гранит, обвалы и осыпи… «Набор» таких сложных условий нигде в мире раньше не встречался.

Общая длина горных выработок тоннеля — около 45 километров. Здесь постоянно действуют системы сейсмического и радиационного контроля, сложные сети связи, освещения. Микроклимат помогают поддерживать специальные ворота, созданные в Космическом центре им. Хруничева. Они открываются перед каждым поездом и закрываются за ним снова.

Северомуйский тоннель сократил путь через Ангараканский перевал с 57 до 23 километров, а время в пути — от двух часов до 25 минут. Благодаря ему по всему БАМу смогли двигаться полновесные грузовые поезда. До открытия тоннеля такие составы приходилось расцеплять и перемещать через хребет окружной дорогой — по Северомуйскому обходу. Они шли с максимальной скоростью всего 20 км в час и постоянно рисковали попасть под лавину. А тяжелые груженые вагоны приходилось еще и подталкивать в гору вторым локомотивом.

Сегодня извилистая дорога Северомуйского обхода, спрятанная в глухой тайге между сопками, считается одним из красивейших участков Байкало-Амурской магистрали и привлекает немало туристов. Здесь расположен уникальный «Чертов мост» — 360-метровая изогнутая эстакада, стоящая на двухъярусных опорах. У машинистов она пользуется недоброй славой. Говорят, перед въездом на «Чертов мост» многие из них до сих пор крестятся. Правда, сегодня поезда этим путем почти не ходят. После запуска тоннеля в 2003 году, «Чертов мост» был оставлен как запасная трасса.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх