24 января родился советский конструктор Аркадий Швецов

«…И призывно двигатель ревет, 
Ускоряет темп хмельного танца.
Возбуждает, манит и зовет
От любви безудержно взорваться

Аркадий Дмитриевич Швецов (1892—1953) — советский конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук (1940), генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы (1948). Герой Социалистического Труда (1942). Лауреат четырёх Сталинских премий (1942, 1943, 1946, 1948).

Биография

Могила Швецова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Родился 12 (24) января 1892 год в рабочем посёлке Нижне-Сергинского завода (ныне Нижние Серги Свердловской области) в семье школьного учителя. В 1909 году окончил Алексеевское реальное училище (теперь — Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова), а в 1921 году — Высшее техническое императорское училище (МВТУ имени Н. Э. Баумана).

Во время Первой мировой войны работал токарем на заводе «Динамо» в Москве. С 1922 года руководил конструкторским бюро завода «Мотор».

В 1925—1926 годах под руководством Швецов разработан пятицилиндровый звёздообразный авиационный двигатель М-11 — первый в СССР серийный авиационный двигатель воздушного охлаждения, который выпускался до 1940 года (в модификациях — до 1952) и использовался на самолётах У-2 (По-2), АИР-6, УТ-2, Як-18.

Депутат ВС СССР 2—3 созывов (с 1946 года).

А. Д. Швецов скончался в Москве 19 марта 1953 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 4).

В 1934 году СССР закупил лицензию на американский радиальный двигатель Wright R-1820 Cyclone. Для освоения и адаптации двигателя построили завод № 19 в Перми, техническим директором и главным конструктором которого назначили А. Д. Швецова, который в 1931-34 гг. был в командировке в США на заводе Curtiss-Wright. В 1939 году конструкторский отдел завод преобразован в ОКБ-19, главным конструктором которого назначен Швецов.

В 1947 году А. Д. Швецов присвоили звание «Генеральный конструктор». Генерал-лейтенант (17.7.1948). В 1934—1953 годах под руководством А. Д. Швецова создано семейство поршневых двигателей воздушного охлаждения:

  • М-25 — 1934

    АШ-21

  • АШ(М)-62 — 1939
  • М-63 — 1939
  • АШ(М)-82 — 1941
  • АШ(М)-82Ф — 1942
  • АШ(М)-82ФН — 1943
  • М-71 — 1942
  • АШ-73 — 1945
  • АШ-21 — 1946
  • АШ-2ТК — 28-цилиндровый, 4-х рядный мощностью 4000 л. с.
  • АШ-2К — комбинированный турбинно-поршневой двигатель мощностью 4500 л. с.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (22.1.1942)
  • пять орденов Ленина (1936, 1942, 1945, 1949, 1952)
  • орден Суворова II степени
  • орден Кутузова I степени
  • орден Трудового Красного Знамени
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Сталинская премия первой степени (1942) — за разработку новой конструкции авиационного мотора
  • Сталинская премия первой степени (1943) — за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за создание нового образца авиационного мотора
  • Сталинская премия (1948)
 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх