В 1942 году начато формирование 1-го чехословацкого батальона

«…С кургана сокол в небо взвился,
И видит он, как смерть презрев,
В штандарт свой намертво вцепился
Чехословацкий гордый лев!

То пепел Лидице, Хатыни,
К отмщенью звал своих сынов:
За горе выжженной пустыни —
За кровь детей и слезы вдов!…»

Павел Явецкий, «Соколово»

Формирование батальона было начато в 1942 года в Бузулуке, куда были переброшены 93 бывших легионера, оставшихся к тому времени в СССР.

В дальнейшем в батальон включались интернированные чехи и словаки (в том числе даже осужденные за «нелегальное пересечение границы», для которых была объявлена специальная амнистия), советские граждане чехословацкого происхождения, русины (жители закарпатской части Чехословакии, отторгнутой Венгрией в 1939 году и бежавшие от венгров в СССР), бежавшие из Чехословакии евреи. Формирование батальона осуществлялось со значительными проблемами и проволочками. Впрочем, у них имелась и оборотная сторона: всё это время командир батальона Л. Свобода проводил интенсивную боевую учёбу, поэтому уровень подготовки личного состава батальона оказался очень высок.

Личный состав был обмундирован в чехословацкую военную форму, имел чехословацкие воинские звания и проходил службу по воинским уставам чехословацкой армии. По организационным вопросам батальон подчинялся чехословацкому правительству в изгнании, по оперативным — вышестоящему командованию тех советских войсковых частей, которым он придавался. В дальнейшем такой порядок сохранялся до конца войны.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх