19 мая 1980 года на экраны вышел к\ф «Сталкер»

«Мне всегда казалось странным и удивительным, что многие ставят в один ряд повесть Стругацких «Пикник на обочине» и фильм А. Тарковского «Сталкер». Между ними гораздо меньше общего, чем кажется на первый взгляд. Боевичок и философская притча. Фантазия и озарение. Талант и гений.»

vcsasha

19 мая 1980 года на экраны страны вышел легендарный фильм Андрея Тарковского «Сталкер», снятый по мотивам фантастического романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Производство фильма заняло около трех лет. Картина снималась трижды с разными художниками и операторами, в том числе и потому, что первый вариант фильма бы фактически полностью утрачен при проявке пленки.

Действие фильма происходит в вымышленном времени и пространстве; у героев нет имён — только прозвища. Приблизительно за двадцать лет до начала действия фильма зарегистрировано падение метеорита. В этом районе начали происходить аномальные явления, стали пропадать люди. Место получило название «Зона», и поползли слухи о некоей таинственной комнате, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Зону оцепили военными кордонами и колючей проволокой. Главный герой фильма — недавно вышедший из тюрьмы человек, которого называют «Сталкер». Он живёт в бедности с больной дочерью и женой. Сталкер зарабатывает на жизнь, организуя нелегальные экспедиции в Зону, несмотря на протесты своей жены. Его наняли проводником Профессор и Писатель.

В «Сталкере» снялись Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих.

Первая мысль экранизировать «Пикник на обочине» пришла Тарковскому в 1973 году, когда он работал над «Зеркалом». Через год он начал подготовку сценария, к которой подключились и браться Стругацкие. Добро на начало съемок от Госкино режиссер получил в 1976 году.

 

«И все таки фильм называется «Сталкер». Не «Писатель» и не «Профессор».
И даже не «Пикник на обочине».
Очевидно, Сталкер, в отличие от Писателя, — ключевая фигура не столько фильма, сколько нашей повседневной реальности.
Жизнь Человека, как вида, это путь материального Действия, а не научных спекуляций или творческих озарений.
Это путь действия, возможно, во многом неосознанного, в чем-то основанного на опыте предшественников, в чем-то на тихом шепоте божественной спонтанности. «

vcsasha

Сами съемки должны были начаться в начале 1977 года в таджикском городке Исфары, однако он был разрушен землетрясением, поэтому съемочной группе пришлось искать новое место для начала работы. В итоге местом съемок стала разрушенная электростанция в 25 километрах от Таллина.

Завершились съемки только в конце 1978 года. За это время было снято три версии и только последняя удовлетворила Тарковского, который ко всему прочему во время работы над фильмом перенес инфаркт. Общий бюджет картины составил более миллиона рублей.

Никакой серьезной цензурной правки по требованию властей в «Сталкере» не происходило. Однако первый закрытый показ состоялся 25 мая 1979 года, а премьера в московском кинотеатре «Мир» практически через год. По стране было разослано всего 196 копий картины. Отзывы о фильме в прессе появились только в 1981 году после успеха «Сталкера» в Каннах.

Вот как идею фильма раскрывал сам Андрей Тарковский: «Что касается идеи «Сталкера», то её нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона — тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма…».

«Вот вы говорили о смысле… нашего… жизни… бескорыстности искусства…
Вот, скажем, музыка…
Она и с действительностью-то менее всего связана, а если и связана, то безыдейно, механически, пустым звуком, без ассоциаций.
И тем не менее музыка каким-то чудом проникает в самую душу!
Что же резонирует в нас в ответ на приведённый к гармонии шум?
И превращает его для нас в источник высокого наслаждения…
И объединяет… И потрясает! Для чего все это нужно? И, главное, кому?
Вы ответите: никому. И… И ни для чего, так. Бескорыстно. Да нет… вряд ли…
Ведь все, в конечном счете, имеет свой смысл… И смысл, и причину…»

Слова Сталкера из к\ф

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх