29 мая родился Александр Иванович Морозов

«Природа хороша собой.
Вы, живописцы, с ней не спорьте
и небо краской голубой
не троньте, чтобы не испортить.

Пишите просветлённо быт,
отмытый от мещанской грязи.
Быт живописцами забыт,
но не в быту живём мы разве?«

 

Поленов, «Московский дворик»

 

Александр Иванович Морозов родился 17(29) мая 1835 года в Санкт-Петербурге в семье художника.
В 1852-1863 годах учился в Императорской Академии художеств у А.Т. Маркова. Участвовал в протесте 14 выпускников во главе с И.Н. Крамским. В 1861 году получил малую золотую медаль за картину «Отдых на сенокосе».
Окончил академический курс в 1863 с званием классного художника и через год за «Выход из церкви, в провинции» (в Третьяковской галерее в Москве) признан академиком.
Первые работы Александра Ивановича Морозова критика и публика приняли очень доброжелательно. Картину «Выход из церкви в Пскове» (1864) В. В. Стасов оценил как одну из первых массовых сцен, где главные герои — все изображенные, критик находил в ней «правду жизни» (прежде всего противопоставление богатства и нищеты). Молодые И. Е. Репин и В. Д. Поленов восхищались тщательностью работы с натуры и мастерством передачи яркого солнечного света. Картину купил П. М. Третьяков, так же как и следующую отмеченную критиками работу — «Сельская бесплатная школа» (1865 год). В ней Морозов изобразил свою жену и ее подруг, занимающихся с крестьянскими ребятишками в деревенской избе.
Один из организаторов Артели художников. Был экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок.
После 1860-х годов о художнике Морозове постепенно забывают, и он надолго уходит в тень. С Товариществом Передвижных Художественных Выставок отношения у Александра Ивановича не сложились — скорее всего потому,что его природный талант не соответствовал социально-обличительному направлению искусства передвижников. Морозова всегда более привлекала природа в её спокойном, идеальном, «вечном» состоянии.
На академических выставках в Санкт-Петербурге обращали на себя внимание публики некоторые из многочисленных портретов его работы, выполненных маслом (портреты молодого графа Апраксина и госпожи Корнилович) и акварелью. Из-под его кисти вышло также немало церковных образов. Одно время он давал уроки рисования в школе Общества поощрения художеств.
И по мироощущению, и по художественному методу Александр Иванович Морозов был единственным во второй половине XIX в. продолжателем традиции Венециановской живописи, и, по всей вероятности именно по-этому, величайшие критики рубежа веков А.Н. Бенуа, И. Э. Грабарь — назвали его «запоздалым венециановцем». Таковы его картины «Отдых на сенокосе» (два варианта — около 1860 и 1861 годов), «Летний день.В Гатчине» (1878 год), «Поле зеленой ржи» (1880-е года), «Хозяйкины заботы» (1898 год).
Морозов являлся член Петербургского общества акварелистов.
28 ноября (11 декабря) 1904 в возрасте 69 лет Александр Иванович Морозов скончался в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
Творческое наследие Александра Ивановича Морозова не очень велико. Это объясняется тем, что художник практически всю свою жизнь вынужден был зарабатывать на хлеб насущный совсем не творческой работой: тридцать лет он преподавал рисунок в Училище правоведения в Петербурге, постоянно давал частные уроки, делал заказные портреты (иногда с фотографий), даже писал иконы.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх