30 июня 1914 года родился конструктор Владимир Челомей

«Не думайте, что всё уже открыто и сделано. Очень важно научиться видеть
необычные явления, а потом понять их и объяснить»
В. Н. Челомей
Владимир Челомей родился 30 июня 1914 года в семье учителей народной школы губернского города Седльце Привислинского края Российской империи (ныне Польша). В 1937 году он окончил Киевский авиационный институт, дипломная работа «Колебания в авиационных двигателях» была признана ученым советом выдающейся, на уровне кандидатской диссертации. В 1939 году В. Н. Челомей защитил кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций».

В 1941 году Челомей начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве, где уже в 1942-м им был создан первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, который устанавливался на ряде летательных аппаратов. В 1944 году он назначается главным конструктором и директором опытного авиационного завода № 51 Министерства авиационной промышленности (МАП), это стало началом новой организации, со своей тематикой, задачами, принципами и методами работы, которые привил коллективу его главный конструктор.

В период с 1944 по 1953 гг. под руководством Челомея были спроектированы, изготовлены и прошли летные испытания беспилотные летательные аппараты с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем для уничтожения объектов и целей на значительном удалении от рубежа пуска с авиационных носителей. В 1954 году под руководством В. Н. Челомея на базе завода в Тушино была организована Специальная конструкторская группа (СКГ), на которую была возложена задача по доведению до сдачи на вооружение самолета-снаряда 10Х с наземным стартом. Основу этой группы составили сотрудники, работавшие в коллективе завода № 51 в 1944 — 1953 годах.

В 1955 г. СКГ реорганизуется в Союзное опытно-конструкторское бюро № 52 во главе с В. Н. Челомеем, и коллектив переводится в г. Реутов Московской области на территорию Реутовского механического завода. В это время генеральный конструктор со своим коллективом вел напряженную работу над созданием ракеты П-5. В результате были созданы и сданы на вооружение ВМФ комплексы морского базирования (П-5, П-5Д) и наземного базирования (С-5), оснащенные крылатыми ракетами, предназначенными для поражения целей, расположенных как на побережье, так и в глубине территории противника.

В 60-е годы предприятие Челомея создает комплексы ракетного оружия с противокорабельной самонаводящейся крылатой ракетой с подводным стартом. Первый из таких комплексов — «Аметист» — в 1968 году был сдан на вооружение ВМФ. Создание для ВМФ комплексов ракетного оружия большой дальности привело к необходимости разработки системы глобальной морской космической разведки для обеспечения данными загоризонтного целеуказания носителей этого вида оружия при применении его по подвижным морским целям. В. Н. Челомей и его предприятие взялись решить и эту задачу.

Предполагалось, что космические аппараты системы морской разведки будут выводиться на орбиту ракетой-носителем среднего класса, разработанной также в ОКБ Челомея. Эта же ракета должна была выводить в космос и первый в мире маневрирующий спутник, разработка и изготовление которого также шли на предприятии. Ракета-носитель получила обозначение УР-200 и имела стартовую массу около 140 тонн. 4 ноября 1963 года был произведен первый пуск новой ракеты. Затем было осуществлено еще 8 успешных пусков, подтвердивших высокие летные качества ракеты и возможности коллектива. Однако открытый старт ракетного комплекса не отвечал требованиям того времени, и его дальнейшая разработка была прекращена.

В 1963 году был произведен запуск первого в мире маневрирующего спутника военного назначения «Полет-1». Параллельно начались работы по осуществлению космических программ с участием человека в интересах Министерства обороны страны. Разработку проектов производило также ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. Первые проработки космических проектов пилотируемых аппаратов показали, что для обеспечения полноценной, безопасной и эффективной пилотируемой программы необходима ракета-носитель стартовой массой около 500 тонн, способная выводить на опорную орбиту около 15 тонн полезной нагрузки. Этот носитель получил обозначение УР-500.

В 1964 году В. Н. Челомей предложил концепцию орбитальной пилотируемой станции (ОПС) для решения различных, в первую очередь оборонных задач. Он видел в ОПС мощнейшее средство оперативной космической разведки. Предполагалось создавать наблюдательный пункт с комфортными условиями существования для сменяемого экипажа из двух-трех человек, срок существования станции 1-2 года, вывод носителем УР-500К.

В 1965 году ОКБ-52 было преобразовано в Центральное конструкторское бюро машиностроения Министерства общего машиностроения (ЦКБМ). В период 1965-1968 гг., на этапе отработки ракеты УР-500 в двух и трехступенчатом вариантах, ЦКБМ были созданы и запущены в космос четыре научные станции серии «Протон» массой от 12 до 17 тонн для исследования частиц высоких и сверхвысоких энергий. В то же время прогрессивные технические решения ракеты УР-500 позволили в рамках разработанного в ОКБ-52 в 1964–1965 гг. проекта по облету Луны человеком поставить вопрос разработки трехступенчатой ракеты-носителя и создать в короткое время тяжелую ракету-носитель УР-500К, позже названную «Протон». В дальнейшем именно она обеспечила запуски в космос пилотируемых станций «Салют», автоматических станций «Алмаз», аппаратов «Венера», «Зонд», «Луна», «Марс», базового блока и модулей комплекса «Мир», множества телекоммуникационных и военных космических аппаратов, а также двух базовых блоков Международной космической станции.

На базе приобретенного опыта с 1963 по 1967 гг. на предприятии Челомея был разработан и сдан на вооружение ракетный комплекс с ампулизированной межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) легкого класса УР-100. К 1970 г. на боевое дежурство было поставлено около 1000 ракет УР-100, чем был достигнут паритет стратегических сил нашей страны и США. До середины 80-х годов предприятие Челомея создало и сдало на вооружение несколько модификаций ракетных комплексов с МБР этого класса.

Владимир Николаевич Челомей отдал космонавтике более 30 лет своей жизни. Он является одним из славной плеяды главных конструкторов ракетно-космической техники. Пожалуй, он был единственным в мире конструктором боевых межконтинентальных баллистических ракет, который с блеском разрабатывал крылатые ракеты, космические аппараты и долговременные орбитальные станции. Его идеи, как показала практика, часто опережали время, поначалу казались нереализуемыми и вызывали неприятие у многих руководителей ракетно-космической отрасли и лиц, принимающих решения. Тем не менее, тщательная проработка научного обоснования новых предложений, хорошо продуманная экспериментальная база, как правило, пробивали дорогу новым идеям.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх