3 июля 1796 г. в Иркутске в старинной купеческой семье родился литературный критик, журналист, историк, переводчик Николай Алексеевич Полевой.

«Кто действует, тот говорит мало»
Н. Полевой

3 июля 1796 г. в Иркутске в старинной купеческой семье родился литературный критик, журналист, историк, переводчик Николай Алексеевич Полевой.

Николай Алексеевич получил домашнее образование. Рано научившись грамоте, он уже к десяти годам прочитал множество книг и сам стал издавать рукописные газеты, писать стихи и пьесы.

В 1811 г. по торговым делам отца Полевой приехал в Москву и вольнослушателем посещал в Московском университете лекции А. Ф. Мерзлякова, М. Т. Каченовского и др.

Впервые Николай Полевой дебютировал в печати в 1817 г. в журнале «Русский вестник», где появилось его описание посещения Курска императором Александром I.

В 1820 г. Полевой вновь приехал в Москву для налаживания сбыта продукции винокуренного завода отца. В Москве он продолжил заниматься самообразованием, изучал греческий и латинский языки, а также как поэт и переводчик сотрудничал в журнале «Вестник Европы».

В 1821 г. Николай Алексеевич посетил Петербург, где познакомился с А. С. Грибоедовым, В. А. Жуковским, Ф. В. Булгариным, Н. И. Гречем. По предложению П. П. Свиньина Полевой стал печататься в его «Отечественных записках».

В 1822 г. Императорская Академия наук наградила Николая Полевого серебряной медалью за его трактат «Новый способ спряжений русских глаголов».

В 1825 г., при поддержке князя Петра Андреевича Вяземского, Николай Алексеевич начал издавать знаменитый журнал «Московский телеграф». За его основу автор взял один из передовых журналов Франции — «Revue Encyclopedique». Уже в первом номере журнала Полевой объявил, что ставит своей целью «беспристрастный надзор за отечественной литературой», полагая критику «одним из важнейших отделений журнала».

На своих страницах «Московский телеграф» освещал не только новые отечественные идеи, но и все выдающиеся европейские события литературы, науки, общественной жизни. Ведущим направлением журнала был романтизм. В «Московском телеграфе» публиковались переводы Августа Шлегеля, Шекспира, Бальзака, Вальтера Скотта, Байрона, Шиллера, Гёте, Гофмана и других знаменитых классиков, печатались произведения Жуковского, Батюшкова, Баратынского, выходили статьи об изобразительном искусстве. Полевой первым стал публиковать в своём издании репродукции известных картин.

Полевой подверг критике целый ряд кумиров, и смело выступал против признанных авторитетов, самым крупным из которых был Н. М. Карамзин. Николай Алексеевич признавал его «Историю» неудовлетворительною; он упрекал мэтра российской историографии в том, что тот выступал больше в роли летописца-рассказчика, нежели аналитика и исследователя. Против Полевого выступили и корифеи литературы и те писатели, самолюбие которых он так или иначе задел в своём журнале. Он стал мишенью неприличных нападений, пасквилей и даже доносов. В 1834 г. за неодобрительный отзыв Полевого о патриотической драме Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла» журнал «Московский телеграф» был закрыт.

После запрещения «Московского телеграфа» Полевой некоторое время был постоянным сотрудником «Библиотеки для чтения», потом редактировал «Живописное обозрение», «Сына Отечества», «Русский вестник», «Литературную газету», издававшуюся Краевским. Во всех этих изданиях он поместил ряд статей по самым разнообразным вопросам, выступая в качестве критика, публициста, историка, беллетриста, драматурга. Отдельно им были изданы несколько романов («Абадонна», «Клятва при гробе Господнем», «Мечты и действительность» и др.), «Очерки русской литературы», «Драматические сочинения» (4-х томах), «История русского народа» (6-ти томах), «История Петра Великого», «История Суворова», «История Наполеона» и др.

Последние годы Полевого были очень тяжёлыми. Покинутый всеми, не встречая ни у кого поддержки, он испытывал жестокую нужду и вёл полунищенскую, полуголодную жизнь.

22 февраля (6 марта) 1846 г. Николай Алексеевич Полевой скончался и был похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге.

«Добро не ушло из жизни, в ней только слишком много оказалось зла»
Н. Полевой

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх