22 июля 1895 года родился Павел Осипович Сухой, советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации

22 июля 1895 года родился советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации Павел Осипович Сухой. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, Сталинской и Государственной премий, лауреат премии № 1 им. А. Н. Туполева.

Под руководством П.О. Сухого за полувековой период его творческой деятельности было спроектировано свыше пятидесяти оригинальных конструкций, построено более четырех десятков типов самолетов, около двадцати из которых строились серийно и состояли на вооружении ВВС нашей страны. Павел Осипович как авиаконструктор был всегда, в каждой своей разработке, несколько впереди других.

Родился Павел Сухой 10(22) июля 1895 года в селе Глубоком Виленской губернии (ныне Витебская область Белоруссии) в семье сельского учителя. В 1905 году Павел поступил в Гомельскую гимназию и в 1914 году окончил ее с золотой медалью. В Гомеле он впервые увидел полет самолёта «Фарман», пилотируемого С.Уточкиным. Вероятно, тогда и родилась мечта самому строить самолёты. Окончательно он избрал путь авиаконструктора, когда прочел одну из статей Н.Е. Жуковского — создателя аэродинамики как науки. Через год Павел Осипович поступает в МВТУ и занимается в кружке воздухоплавания, который организовал профессор Жуковский. После окончания Московского государственного технического университета работал в КБ А.Н.Туполева, входившем тогда в структуру ЦАГИ, и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4И-14, рекордные самолёты АНТ-25 (рекорд дальности).

В середине 30-х годов возникла идея создать универсальный самолет, способный выполнять задачи штурмовика, разведчика и истребителя сопровождения бомбардировщиков. И.В. Сталин поставил задачу: «Самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько экземпляров его, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов». В 1937 году «Самолет Иванов», созданный под руководством П.О.Сухого, впервые поднялся в небо. Самолет назвали ближним бомбардировщиком ББ-1. Вскоре ОКБ начало совершенствовать ББ-1. Новая машина прошла государственные испытания, была принята на вооружение под названием Су-2. В 1940 году ОКБ Сухого перевели в Москву. Он продолжил совершенствование Су-2, сотни которых поступили в части перед началом Великой Отечественной войны. Летчиков, воевавших на Су-2, удовлетворяла живучесть машины. Су-2, получивший пробоины, не вспыхивал в воздухе факелом из-за того, что в бензобаках применяли углекислотную защиту.

Су-6

Су-8

В октябре 1941 года Cухой получил приказ об эвакуации на Урал. Там продолжилась работа по созданию штурмовика Су-6. По опыту боев Павел Осипович расположил за спиной летчика стрелка со спаренным пулеметом. Кабина была защищена броневыми листами. За этот проект П.О.Сухого в 1942 году удостоили Государственной премии первой степени. Денежную часть он передал в фонд обороны. Авиаконструктор сосредоточил усилия на разработке порученного ему в 1942 году мощного штурмовика большого радиуса действия Су-8, который был готов к середине 1943 года; после возвращения ОКБ в Москву он прошел испытания, но в серию не пошел, так как А.Д.Швецов не смог ранее 1946 года довести свой двигатель до серийного производства.

В 1945 году КБ Сухого работало над истребителями Су-5 и Су-6, способными достигать скорости 800 километров в час для борьбы с германскими реактивными самолетами Ме-262.

Самолеты, созданные КБ Сухого в годы Великой Отечественной войны приблизили долгожданную победу.

В 1949-52 гг. на Иркутском авиазаводе представителем КБ Туполева был лично Павел Осипович Сухой.


Имя выдающегося советского конструктора авиационной техники Павла Осиповича Сухого сегодня известно во всем мире, самолеты с маркой «Су» занимают достойное место в истории развития отечественного и мирового самолетостроения.

 

Оставить комментарий

Вы должны войти прежде, чем оставить комментарий

Наверх