Искусство вне времени

Традиционные народные мотивы и узоры, среди которых изображения духов-помощников — предметный мир бурятского народа. Все, что иллюстрирует мифологическую картину и модель мира народов Сибири, их представление о душе можно увидеть на выставке «Искусство вне времени» в Городском выставочном центре им. В.С. Рогаля.

Мастера Усть-Ордынского Бурятского округа давние друзья центра. В этот юбилейный для нас год мы отмечаем десятую годовщину плодотворного сотрудничества. Основной темой выставки стал шаманизм – на выставке представлены фигурки духов — онгонов, ритуальные маски, традиционные религиозные символы. О некоторых из них мы хотим вам сегодня рассказать.

Шаманизм — древнейшая религия человечества, уходящая корнями в эпоху верхнего палеолита. Именно к этому времени относятся наскальные изображения людей в масках и головных уборах, увенчанных рогами разных животных. Такие изображения встречаются в Азии, Африке, Европе в местах расселения древнего человека — стало быть можно говорить о том, что шаманская традиция у предков бурят имеет многотысячелетнюю историю. В бурятском шаманизме существует обширный пантеон божеств и духов, построенный в иерархическом порядке во главе с верховным божеством в лице Вечного Синего Неба — Хухэ Мунхэ тэнгри. В нем каждый бог и дух является олицетворением определенных явлений природы и общества и соответственно считается их хозяином, господином, покровителем. В шаманистских представлениях бурят о сверхъестественных силах особое место занимает низшая демонология — всевозможные ада, анахай, муу шубуун, боохолдой и прочие, олицетворяющие в большинстве своем злую, нечистую силу.

При характеристике бурятского шаманизма нельзя обойти молчанием такой важный элемент, как онгоны — культовые изображения считающиеся вместилищем духов. У бурят они существовали в виде изображений богов и духов. Посвящали иногда птиц и рыбу, которых затем отпускали.

Изображения божеств и духов делались из жести, глины, войлока, кожи, дерева, материи, шерсти и волос в виде человеческих фигурок или кукол. Онгонами могли быть шкурки зверьков, обычно белки, соболя, горностая, колонка и зайца. Полный набор таких шкурок назывался табан хушуута онгон (то есть «онгон из пяти морд»). Онгонов-изображений было много — столько, сколько имелось духов. Делались они обычно шаманами и обязательно освящались, одухотворялись ими. Каждая семья имела свой набор онгонов, большой сборный онгон состоял иногда из 50-60 изображений. Существовала целая система правил и обрядов, связанных с ними. Их полагалось периодически «кормить», ублажать с помощью шамана. По месту нахождения онгоны подразделялись на горные, уличные и домашние, по принадлежности — на личные, супружеские, женские, семейные, улусные и улусно-территориальные. Функции онгонов определялись теми богами и духами, чьими изображениями они служили. Поэтому правомерно дифференцировать их на скотоводческие, охотничьи, кузнечные, медицинские, семейно-бытовые, игровые и т.д.

На выставке в нашем центре представлены онгоны из войлока и конского волоса руки признанного мастера Анжелики Алсаткиной. По признанию мастера, это ее не первый опыт работы с мистикой. Перед началом каждой работы Анжелика осуществляет обряды предков, прислушивается к советам стариков, чтобы не потревожить древнюю сакральную силу, ведь существует риск коснутся в творчестве тех вещей, которые табуированы. На выставке вы сможете увидеть онгоны таких духов как:

Ада — дух, оборотень, представляется в виде маленького зверька с одним глазом на лбу и одним зубом во рту или человечка с особенным ртом, расположенным под челюстью. Ада может якобы превратиться в ребенка, собаку или надутый пузырь, имеет специфический

запах, обитает в темном месте. Они могут быть добрыми и зловредными. Считалось, что добрые ада нянчат детей, сторожат и пасут скот, берегут хозяйское добро.

Анахай — дух этот имеет вид человека с одним глазом во лбу, может превращаться в собаку, кошку и т.д., живет где-нибудь в улусе, облюбовав какой-либо дом или юрту. Средствами изгнания могут служить огонь, звон железа, выстрелы, дым и запах богородской травы, ветка шиповника. Изгнанный анахай переселяется в другое место

Боохолдой в узком смысле — призрак, привидение, домовой, в широком — дух вообще, в которого переходит душа человека после смерти. Они невидимы простым людям, их могут видеть только шаманы, колдуны, а также некоторые собаки. «Обитают» они в заброшенных юртах или домах, на кладбищах, перекрестках дорог, у подножий гор; активны в темное время, бродят толпами, проказничают, устраивают игры, разводят огонь, сбивают путника с дороги, сбрасывают его с коня и т.д. Боохолдой могут пробраться в чей-либо дом или юрту, пугать людей, особенно детей, стучать, издавать какие-то звуки. Для изгнания их нужно совершить какие-то действия — зажечь огонь, постучать во всех углах и темных местах острым предметом, сделать холостой выстрел, побрызгать вином, произнося молитвы.

Таким образом, буряты-шаманисты «окружены» массой различных духов. Эти духи, по их представлениям, обитают везде и всюду — в лесу и степи, у подножий гор и у берегов рек, в домах и юртах. Существует целая система обрядов и жертвоприношений для избавления от них или от последствий их «козней», а так же задабривания их ради своей цели.

 

Оставить комментарий

Вы должны войти прежде, чем оставить комментарий

Наверх