Beyond the spase/Расширяя пространство

«Beyond the spase/Расширяя пространство», так называется новая фотовыставка, которая начинает свою работу 22 сентября в залах Дома Рогаля.
Гости смогут увидеть работы членов фотографического сообщества Японии Окуяма Ацуси, Сато Такехико, Цурусаки Моюру и Хуцудзава Ари, почитать о них подробно можно ниже.

Нынешняя выставка поводится в рамках «Года японо-российских межрегиональных и побратимских обменов». Таким образом, в это же время жители японского города-побратима Канадзава смогут насладиться работами 15 иркутских фотографов, которые тоже отправили в Страну восходящего солнца свои снимки. Там показаны красоты Байкала и нашего любимого города.
Организатором творческого «бартера» выступило Иркутское Фотографическое Общество.

Выставка будет открыта до 19 октября, приглашаем на открытие в 16.00 часов по адресу:
ул. Халтурина, 3, вход свободный!

Хочется похвастаться, среди работ наших земляков есть снимки нашего штатного фотографа Александра Новикова, чем мы очень гордимся!

 Мы всегда ждем каких-то нереальных чудес от Японии, какой бы области это не касалось. Кажущаяся простота и незамысловатость снимков может насторожить некоторых любителей фотоискусства. Но каждая работа наполнена глубоким смыслом, жизненной философией.  «Расширяя пространство» — название этой фотовыставки можно отнести ко всем фотохудожникам разных стран, которые своим видением мира ломают не только границы между странами, культурами, но и между художественными жанрами.

Сато Такехико

Его фотографии переносят зрителя из Иркутска в самое сердце Японии – в центральный Токио. Однако вместо пресловутых «каменных джунглей» с фотографий на нас ухает сова, шуршат змеи, шелестят кронами деревья, умными глазами в упор смотрит барсук. Неожиданно, таинственно, невероятно. И это только часть снимков из проекта-исследования «Храм Мэйдзи: лес жизни» (2015). Проект был посвящен столетнему юбилею храма, конечным его результатом стала одноименная фотокнига. Содержание книги охватывает множество разных тем: история создания храма, леса, парки и сады Мэйдзи Дзингу, богатство биологического разнообразия сложившейся в этом месте экосистемы.

Благодаря куратору выставки Андрею Мартынову, мы получили небольшой комментарий о проекте от Сато Такехико:

«Столетний лес храма Мэйдзи Дзингу – это оазис жизни в самом сердце города. Где еще на земле такое может быть? Я часто думал об этом, когда отправлялся вглубь леса Мэйдзи Дзингу. Ястребы нападают на уток-мандаринок, змеи поедают других змей, поразительно красивые копрофильные грибы вырастают из барсучьего помета, грибы киноко растут на блестящем теле мертвого жука. Поражаюсь всякий раз, когда наблюдаю драму жизни и смерти, разворачивающуюся в этом лесу, вижу удивительные связи и столкновения между разными формами жизни. Я ловлю себя на том, что задаюсь вопросом, действительно ли я нахожусь в лесу, изобилующем дикой природой, в самом сердце Токийского мегаполиса, окруженного морем бетона?

И это не единственная удивительная вещь. Хотя лес Мэйдзи Дзингу напоминает естественный и первобытный, на самом деле он искусственный и был спланирован и посажен человеческой рукой 100 лет назад. За исключением листьев, которые возвращают в лес после листопада с тропинки, ведущей к почитаемому святилищу Мэйдзи Дзингу, в течение последнего столетия не было никакого вмешательства человека.

Деревья были оставлены соревноваться друг с другом, чтобы расти в соответствии с законами природы. Теперь, спустя 100 лет лес Мэйдзи Дзингу превратился в вечнозеленый широколиственный лес, наполненный разнообразными формами жизни в самом центре города. Различные формы жизни соединяются друг с другом. Смерть обеспечивает пропитание для следующего поколения. Таков цикл жизни в лесу.

Я очень надеюсь, что посетители этой фотовыставки будут внимательно наблюдать за мельчайшими подробностями 100-летнего леса, по-настоящему ощутят связи между различными природными формами и поразятся циклу жизни, который постоянно разворачивается в этом вечном лесу».

Об авторе:

Сато Такехико родился в 1983 году в префектуре Мияги. Учился в Университете Нихон, отделение биоресурсных наук. Много путешествует Японии и миру, снимает для журнала «Life», публикуется в «National Geographic». Его работы посвящены природе, растениям, насекомым, рыбам, птицам, животным. Человек в его мире, скорее гость и зритель таинственной мистической красоты.

В 2018 году получил премию «Newcomer Award» Фотографического общества Японии, в 2019 победил в международном конкурсе в Германии/Horizonte «International Photo Award of Germany».

Окуяма Ацуси

Он говорит, что фотография для него – это способ стать ближе к людям.

Пожалуй, самым лиричным проектом в выставке «Вeyond the space/Расширяя пространство» является серия работ фотографа Окуяма Ацуси. Этот же проект оказался и самым продолжительным по времени съемки.

Окуяма Ацуси родился в Осаке в 1972 году. Окончил Киотский университет международных исследований. Затем работал в издательстве в Токио.

В 1998 году, когда Окуяма Ацуси брал серию интервью для журнала, он встретил Иноуэ Бэндзо (р. 1920 году) из городка Синтоцукава на Хоккайдо. Иноуэ Бэндзо жил в хижине, которую сам когда-то и построил, работал в собственном саду и огороде, с этого и жил на полном самообеспечении (напоминает жизнь многих российских пенсионеров, не правда ли?). Бэндзо мечтал стать художником, но жизнь сложилась иначе, тем не менее потребность рисовать осталась. Так он и жил год за годом: в уединении, к сожалению, без семьи, среди природы, в трудах и ежедневных заботах, но и радостях творчества. Эта встреча положила начало их долгой дружбе и во многом определила дальнейшие творческие поиски Окуяма Ацуси.

В том же году Окуяма Ацуси переехал в город Сидзукуиси, префектура Иватэ, где начал работать фотографом. Он создавал и публиковал фотографии, посвященные природным особенностям и культуре региона Тохоку, северу Японии.

С 1999 года – более 20 лет – Окуяма Ацуси посещал господина Бэндзо, снимая его жизнь в разные времена года, сад и цветы, его непрерывную художественную практику, живопись и эскизы. Создаваемый на протяжении многих лет, этот визуальный дневник стал для фотографа своеобразным личностным, отчасти философским исследованием, способом ответить на вопросы о том, что есть жизнь, каков может быть её смысл, природа творчества и творящая сила природы.

Бэндзо умер в апреле 2012 года в возрасте 92 лет, но фотограф продолжает приезжать в его дом, снимает заброшенный старый сад и эскизы, которые остались от художника. Книга «Бэндзо» и авторский альбом Окуяма Ацуси, получили ряд серьезных премий и были высоко оценены критиками.

В экспозиции представлены 16 работ из этого цикла, разумеется, это лишь небольшая часть фотографий из проекта о художнике Бэндзо. Познакомиться ближе и целостнее с проектом можно на сайте Окуяма Ацуси

Хацудзава Ари

Серия работ «Расскажите нам об Окинаве» Хацудзава Ари позволяет посетителям увидеть знаменитый японский остров Окинава, этот субтропический рай, как его показывают глянцевые туристические буклеты, в более объемном и сложном виде. Автор действительно, как и указано в названии выставки, расширяет пространство знания и восприятия.

Хацудзава Ари родился в 1973 году в Париже. Окончил факультет социологии филологического факультета Софийского университета в Японии. Получил специальное образование в 13th Corps Photographic Workshop.

Документирует сообщества и отдельных людей, которые чаще всего игнорируются, либо односторонне преподносятся медиа. Снимал в Афганистане до вторжения США в Ирак в 2003 году, документировал последствия Великого землетрясения Тохоку в 2011 году, работал в Северной Корее, которая редко попадает в объектив зарубежных фотографов. В целом, фотографии Хацудзава Ари тяготеют к документированию повседневной жизни людей, живущих на фоне целого ряда проблем – от политических до экологических.

В своей последней фотокниге «Расскажите нам об Окинаве/Let us know about Okinawa» Хацудзава показывает сложную противоречивую картину жизни на Окинаве сегодня. Поднимает вопросы, связанные со стремлением к независимости от Японии, показывает проблемы, вызванные размещением на территории Окинавы американских военных баз, переживанием драматической истории Второй мировой войны и т.д.

Хацудзава Ари: «Сейчас, когда прошло 75 лет после войны, люди на Окинаве все еще пытаются справиться со сложными эмоциями, и было бы здорово, если бы мы могли создать возможность для Окинавы и Японии двигаться к более светлому будущему вместе. Если мы сможем объединить наши сердца и умы, мы все еще сможем открыть путь для общения».

Тем не менее, рассматривать этот проект только как социально-политическое исследование было бы упрощением, скорее, это попытка увидеть Окинаву с разных точек зрения, при сохранении авторской интонации, порой даже и не без оттенка абсурдности. Если вспомнить об образовании Хацудзава Ари, можно обозначить эту серию как своеобразную фотографическую социологию повседневности.

На представленном снимке жители Окинавы держат плакаты во время соревнований в столице острова г. Нахе 17 мая 2014 года – так они протестовали по поводу планируемого перемещения авиабазы корпуса морской пехоты США Футенма в Хеноко.

Продолжить знакомство с Хацудзава Ари можно на его странице в Facebook: https://www.facebook.com/AriHatsuzawaPhotography/

Цурусаки Моюру

Родился в 1975 году в префектуре Аити. Выпускник Университета Тюбу, факультет гражданского строительства. После окончания университета устраивается на работу в строительную фирму, но не хочет отказываться от своих амбиций в области фотографии, оставляет работу и поступает в Школу визуальных искусств в Нагое. Затем в течение семи лет работает ассистентом фотографа Есино Оиси и с тех пор активно работает в качестве внештатного фотографа. Имеет ряд престижных наград в области фотографии.

Наиболее важной темой, над которой Цурусаки Моюру работал на протяжении многих лет, стал вопрос миграции и иммиграции в истории Японии и в наши дни.

На выставке представлены работы из трех проектов, вошедших в фотокнигу «Пересекая море/Crossing the sea». Книга состоит из трех частей: «Япония x Маньчжурия», «Япония x Мьянма» и «Япония x Бразилия». В каждом разделе фотографии собраны по местоположению и представлены в парном формате. В целом книга посвящена людям, по разным причинам пересекающим море в поисках лучшей жизни.

В разделе «Япония x Маньчжурия» верхний ряд состоит из фотографий людей, которых называли «тюгоку дзанрюходзин» (японские граждане, оставшиеся в Китае после Второй мировой войны), показана их жизнь по возвращении в Японию. О драматической судьбе таких людей Цурусаки Моюру узнал, когда был ещё школьником, его фотоисследование помогает полнее понять эту драматическую страницу истории Японии. Нижний ряд фотографий документирует то, что осталось от Маньчжоу-Го в Китае, а также показывает новое поколение японцев, которые сегодня пересекают море, чтобы основать свои предприятия на китайской земле.

В разделе «Япония х Мьянма» верхний ряд изображает повседневную жизнь и политический активизм в Японии беженцев из Мьянмы, для которых в 2010 году японским правительством была предложена программа поддержки. Нижний ряд – фотографии сегодняшней Мьянмы и жизнь в лагере беженцев, расположенном вдоль тайско-мьянманской границы.

Третья часть, «Япония х Бразилия» посвящена жизни бразильцев-никкей в Японии (верхний ряд) и иммигрантов-никкей, живущих в Бразилии (нижний ряд). «Никкей» или «никкэй бурадзиру-дзи» – это жители Бразилии, имеющие японское происхождение, и иммигранты из Японии. Сегодня японская община в Бразилии является самой большой в мире – более миллиона четырехсот тысяч человек. Первые японские иммигранты приехали в Бразилию в начале ХХ века для работы на кофейных плантациях, спустя век теперь уже их потомки возвращаются на родину.

Таким образом миграция через моря и океаны, радости и сложности новой жизни в непривычной обстановке, неизбежные трудности самоидентификации стали темой фотографического исследования Цурусаки Моюру.

По мнению автора, взгляд в прошлое может дать возможность лучше понять настоящее, понять, что такое Япония, что значит быть японским народом, а также то, как японцы могли бы строить отношения с другими нациями и народами.

В экспозиции представлены девять фотографий, познакомиться с другими работами и проектами Цурусаки Моюру можно на его официальном сайте http://moyuru-tsurusaki.com/

 

Оставить комментарий

Вы должны войти прежде, чем оставить комментарий

Наверх