29 сентября 1984 года состоялась «золотая» стыковка центральной части Байкало-Амурской магистрали

«…Будет нам порою трудно,
Но земле любимой в дар
Лягут рельсы, будто струны
Наших песенных гитар…»

Роберт Рождественский, «Песня о БАМе»

29 сентября 1984 года состоялась «золотая» стыковка центральной части Байкало-Амурской магистрали, одной из крупнейших (4300 км) железных дорог в мире. «Второй Транссиб» прошел через тысячи километров вечной мерзлоты, семь горных хребтов, 11 полноводных рек, на нем возведено 2230 мостов. Это была действительно «стройка века», ставшая серьезным вызовом для всей страны.

Впервые план тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала обсуждался в Русском техническом обществе еще в 1888 году. Но ни сил, ни средств для выполнения таких грандиозных работ у Российской империи не было.

Спустя десятилетия к этой идее вернулось уже советское правительство: СССР нужна была железная дорога, открывающая богатые недра Сибири и Дальнего Востока. В 1932 году Совнарком принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». План был установлен просто фантастический: закончить весь путь за три года. Он должен был пройти от Тайшета через Усть-Кут, Тынду, Ургал, Комсомольск-на-Амуре и выйти в порт Советская Гавань.

Однако работа над «Вторым Транссибом» постоянно прерывалась, порой, на десятилетия. Сначала основной проблемой стала острая нехватка рук: на стройку удалось привлечь только 2,5 тысячи человек. В основном на ней трудились заключенные. Потом грянула Великая Отечественная война, и звенья с почти готовых участков пути были сняты и увезены под Сталинград. А после Победы, уже в 1950-х годах, на территории Сибири прошли мощнейшие землетрясения, повредившие многие километры железной дороги. В итоге западная линия Тайшет-Братск-Лена была сдана в эксплуатацию только в 1958 году.

Современная история Байкало-Амурской магистрали начинается в тот момент, когда БАМ был объявлен всесоюзной ударной стройкой. В 1974 году на Байкал, в Забайкалье и на Дальний Восток отправились комсомольско-молодежные отряды, строительные бригады из всех республик СССР. Они соревновались между собой и имели «свои» объекты: крупнейшую станцию Ургал строила Украинская ССР, станцию Муякан — Белоруссия, Уоян — Литва, Кичеру — Эстония… А Тынду, столицу БАМа, строили москвичи.

«Привет, отец, и, здравствуй, мама! Большой привет с большого БАМа!», — этот мотив напевала тогда вся страна. Пионеры и школьники отправляли рабочим посылки с проникновенными письмами и теплыми вещами. Молодежь ехала на БАМ «зайцами», мальчишки сбегали из дома, чтобы стать строителями магистрали века.

«Вызывает меня начальник штаба. Вот сидят шесть девушек, приехали из Ивано-Франковска. Знаете кто они? Кондитеры! Без путевки, безо всего, сбежали на БАМ. Я говорю, что у меня бригада каменщиков, а это девчата. Что будем делать? Но приказ есть приказ, пришлось их взять», — вспоминал начальник одного из первых отрядов комсомольцев Владимир Мучицын.

В феврале 1975 года строительство БАМа началось сразу по трем направлениям, центральному — от станции Бамовская до Тынды, западному — от Лены до Тынды, и восточному — от станции Дипкун до Комсомольска-на-Амуре. Путь вели через болота, непроходимую тайгу, вечную мерзлоту (порой залегавшую на сотни метров), через районы высокой сейсмичности (до 9 баллов) и горные хребты. Сначала рабочие жили в палатках, потом — в вагончиках и холодных щитовых домах… Самым популярным предметом интерьера в то время была печка-буржуйка. Зато на технику правительство не скупилось: для нужд магистрали в ФРГ были заказаны около 10 тысяч самосвалов и бортовых грузовиков на астрономическую сумму — более миллиарда дойчмарок.

Осенью 1984 года строительство было почти завершено, и все внимание сконцентрировалось на двух бригадах и двух знаменитых бригадирах, Иване Варшавском и Александре Бондаре. С запада и с востока они двигались навстречу друг другу более 10 лет. Встретились 29 сентября на берегу реки Сюльбан (север Читинской области). Именно тогда рельсы БАМа, наконец-то, сомкнулись, состоялась «золотая» стыковка. А 1 октября 1984 года «золотые» звенья БАМ были уложены на станции Куанда.

«Рельсы упрямо режут тайгу,
дерзко и прямо в зной и пургу,
Веселей, ребята, выпало нам
строить путь железный, а короче — БАМ.

Скалы и чащи — всё он пройдёт,
наш работящий, смелый народ,
Веселей, ребята, выпало нам с
троить путь железный, а короче — БАМ.»

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх