В 1700 году Россия перешла на Григорианский календарь

В 1700 году в России введено новое летосчисление по григорианскому календарю (от Рождества Христова) вместо юлианского календаря (от сотворения мира); новый год перенесен с 1 сентября на 1 января.

После краткой истории выработки и развития разных календарных систем в древнем мире, особенно Египте, в жизнь вошла система, известная как Юлианский календарь. Юлианский календарь просуществовал недолго — от реформы своего основателя (46 год до нашей эры) до Первого Вселенского собора в Никее, созванного Константином Великим в 325 году нашей эры.

Именно в этот день в 312 году император Константин Великий даровал христианам свободу вероисповедания. На Соборе святыми отцами было установлено празднование церковного новолетия 1 сентября (ст.ст) вместо 1 марта.

В России Новый год встречали 1 марта, связывая его с началом полевых работ, до конца XV века. До этого времени еще не было единого государственного образования как такого, и проследить повсеместный переход к празднованию нового года с 1 сентября не представляется возможным.

К концу же XV века завершилось создание централизованного государства, и перевод на осеннее время отсчета года стал прослеживаться более отчетливо в письменных источниках.

Только в 1492 году русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия с 1 марта на 1 сентября. Но довести в России реформу летоисчисления до конца тогда так и не удалось. 20 декабря 1699 года был издан именной указ Петра Первого «О праздновании Нового года», который предписывал производить счисление лет не «от сотворения мира», а от Рождества Христова, а новолетие начинать не с 1 сентября, а с 1 января, как во многих европейских странах.

В день 1 января, когда по старому летоисчислению шел 7208 год, по введенному новому летоисчислению наступал год 1700-й. Согласно правительственному предписанию, празднование Нового года должно было происходить с 1 по 7 января. В Петровском указе также писалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…». Украшать же деревья Петр I повелел по образцам, выставленным в Гостином дворе. На Красной площади были назначены фейерверки — «огненные потехи» и велено было «по дворам стрелять из пушек и мушкетов и пускать ракеты». С 1 по 7 января обывателям Москвы приказали по ночам повсеместно «поддерживать огни» из дров, хвороста или соломы, жечь смолу в бочках. Одним словом, создавать праздничную иллюминацию любыми способами.

Кстати, первая в России елка в московских дворцах появилась в канун 1700 года, так что вместе с встречей 2007 года мы отметили и 307-летний юбилей ели в новом качестве. После реформы Петра в России церковный Новый год продолжал отмечаться с 1 сентября, а день 1 января считался праздником светским. И лишь с течением времени день 1 января превратился в новый праздник, которому народные традиции придали ни с чем не сравнимое очарование и особый смысл.

 

Оставить комментарий

Вы должны войти прежде, чем оставить комментарий

Наверх