Виртуальная экскурсия: «Верхняя Ангара, ушедшая под воду(конец XVII – середина XX вв.)»

Кто из нас не бывал в Листвянке – или по Байкальскому тракту, или по водохранилищу? Сегодня основное назначение этого сухопутного и водного пути на Байкал – только туризм! А поселения, которые мы проезжаем – это обыкновенные дачные посёлки.

Комфортным путешествием на автомобиле и теплоходе до Байкала мы обязаны строительству Иркутской ГЭС, в результате чего были затоплены грунтовый тракт «Иркутск-Листвянка» и железная дорога «Иркутск-порт Байкал». Под воду ушло более 200 населённых объектов (села и деревни, заимки и зимовья, ж/д разъезды и полустанки), а жителей из зоны затопления переселили частично во вновь построенные поселки вдоль водохранилища, частично – в Иркутск, Шелехов, Большой Луг. Построена также новая автомобильная дорога. Так вода поглотила целый пласт Иркутской истории.

А ведь еще с XVII в., со времен острожного Иркутска, по берегам Ангары от Иркутска до Байкала селились пришлые люди, возникали заимки, и селения. Первые поселения на правом берегу Верхней Ангары появились практически одновременно с Иркутским острогом (по свидетельству российского дипломата Н. Спафария, проследовавшего через Иркутск в Китай в 1675 г.). Часто они носили имена первых поселенцев, например – Крыжановская, Щукина, Пашкова, Михалёва, Грудинина и др.

Возник целый ряд Верхне-Ангарских поселений, которые зависели от Иркутска в той же степени, в какой Иркутск зависел от них. Местное население обеспечивало для иркутских купцов грузоперевозки на Байкал (как по трактам, так и по воде), заготавливало для города строевой лес и дрова, сбывало на городских рынках рыбу, сено, изделия ремесел и т.п.

Через Верхне-Ангарские поселения проходил Заморский тракт, по которому Иркутск держал связь с Забайкальем и всем Амурским краем. Тракт был продолжением городской Заморской улицы. В самом начале тракта в XVII в. был установлен православный крест, позже появилась церковь в имя Воздвиженья Креста Господня. В 1858 г. рядом построена триумфальная арка – Амурские ворота с надписью «Дорога к Великому Океану». Заморская улица переименована в Амурскую, и тракт стал Амурским.

Пройдя через Амурские ворота, отдельные путники или целые обозы двигались по Нижне-Амурской (позже – по Средне-Амурской или Верхне-Амурской) дороге до деревни Малая Разводная (в н.вр. район развязки «Байкальское кольцо»). Далее Амурский тракт шёл по пойме Верхней Ангары.

С началом XVIII в. (1727 г.) масштабная торговля с Китаем дала толчок к развитию транспортной деятельности Верхне-Ангарских поселений. Через Иркутск в направлении Кяхты потянулись торговые обозы: из России – с пушниной, кожей, металлом, из Китая везли чай, сахар, ткани.

Путь до Кяхты летом через Байкал. Жители Верхне-Ангарских поселений связкой лошадей тянули («вываживали») против течения вверх по Ангаре суда-дощаники, груженные купеческим товаром. Из Лиственничного суда шли вдоль берега до мыса Голоустный, там пересекали Байкал к Посольскому монастырю, где суда разгружались и товар обозами отправлялся в Кяхту. Весь путь составлял более 500 км. На обратном пути транспортная процедура была такая же, но по Ангаре до Иркутска вниз по течению суда сплавлялись под руководством лоцмана из Верхне-Ангарских жителей.

Путь до Кяхты летом вокруг Байкала. Из Иркутска существовала Кругоморская тропа протяжённостью до 700 км, по ней грузы перевозились гужевым способом.

Путь до Кяхты зимой через Байкал. Зимой, когда не было обязательных летне-осенних работ, практически каждый двор в Верхне-Ангарских поселениях участвовал в торговых поездках в Кяхту. Обозы шли по льду озера тем же путем, которым пересекали Байкал суда.

До 1870 г. (до постройки Суэцкого канала) весь чайный поток из Китая в Россию и дальше в Европу поступал через Кяхту. В начале XIX в. объём торговли с Китаем практически равнялся затратам купцов на транспортировку товаров из Иркутска в Кяхту и обратно: в 1813 г. Российско-Китайский товарооборот составил 5,5 млн. руб., за перевоз этого объема Верхне-Ангарские перевозчики получили 4 млн. руб.

Таким образом, для Верхне-Ангарских поселений судовождение и сухопутные перевозки были основой благополучия жителей этих поселений.

Наряду с грузоперевозками жители Верхне-Ангарских поселений занимались извозным промыслом, почтовой гоньбой, выгодным занятием был трактирный промысел (содержание постоялых дворов). Другие занятия жителей Верхне-Ангарских поселений, приносящие неплохой доход: мелкооптовая торговля рыбой, судостроительство, кузнечное дело, выделка кож для упряжи, скорняжье ремесло (выделка шкур и шитьё из них меховых вещей), столярное и плотницкое дело, ткачество и прядение, изготовление различных изделий для хозяйства (телеги, сани, дуги, колеса, лодки, бочки, посуду, короба и туеса и др.).

С появлением железной дороги, связывающей Иркутск с Востоком (Китаем), транспортные потоки через Верхне-Ангарские поселения практически исчезли, вся здешняя экономически оживленная жизнь стала угасать. Теряя традиционные заработки, жители Верхней Ангары, особенно занимающиеся ремеслами и коммерцией, в начале XX в. начали постепенно переезжать в город Иркутск. На примере жителей деревни Щукино по фамилии Полкановы видна тенденция оттока населения из деревни в город. В 1874 г. (по метрическим книгам Большеразводнинской Петропавловской церкви) в деревне Щукино было 5 дворов Полкановых, в Иркутске тогда же – 2 домовладения Полкановых. В 1910 году в Щукино осталось 3 двора, а в Иркутске насчитывалось уже 15 домовладений Полкановых.

Фактически пошел медленный процесс угасания Верхне-Ангарских поселений.

Административно Верхне-Ангарские поселения входили в Смоленскую волость Иркутского уезда (с. Смоленщина) и были разделены на две сельские общины: Большеразводнинскую (правобережные поселения) и Кузьмихинскую (левобережные поселения). Некоторые поселения были самостоятельными, они не входили в сельские общины.

Поселения Большеразводнинской сельской общины:

  • Деревни Малая и Большая Разводные. Название, вероятно, связано с тем, что перед обеими деревнями находилось более десятка больших и малых островов, которые «разводили» русло Ангары на множество проток. Жители Разводных, вследствие близости к городу, могли поставлять свою продукцию к открытию городских рынков: молоко утренней дойки, творог, сметану, парное мясо, свежую рыбу. В Малой Разводной жили декабристы Муравьёв, Юшневский, братья Борисовы, Якубович.
  • Деревня Крыжановская. В документе 1696 г. упоминается иркутский сын боярский Юрий Крыжановский. Место, удачное для поселения: рядом большой остров, изрезанный мелкими протоками и старицами, в которых водилась рыба, остров был весь покрыт ягодником. Пологий подъём от Ангары позволял возделывать пашню.
  • Деревня Щукина. В документе 1668 г. упоминается енисейский плотник, строитель Иркутского острога Григорий Щукин. Вероятно, что главное назначение поселения было военное – наблюдательный пост при остроге (перед Щукиной излучина реки просматривалась далеко вверх по течению). Деревня Щукина – родина иркутской фамилии Полкановых, к которым относятся: владелец дома «Музей Городского Быта» Полканов Ф.М., а также один из авторов этой виртуальной экскурсии Полканов Юрий Иннокентьевич. 
  • Деревня Патроновская. Название, возможно, происходит от какого-то военного арсенала. Располагалась узкой полосой вдоль берега, прижимаясь к высокой круче.
  • Деревня Пашковская. Находилась вблизи речки Королок, очень богатой рыбой. По речке сплавляли лес для Иркутска (на дрова и строевой). Перед деревней два больших острова с рощицами, лугами и ягодниками, на них пароходами из Иркутска доставляли отдыхающих.
  • Деревни Бурдугуз и Бутырки – небольшие поселения, известны с 1880-х гг.

Поселения вне сельских общин:

Вне сельских общин находились: село Тальцинское, поселок Большая Речка, села Никольское и Лиственничное.

  • Село Тальцинское. Население было занято на работах стекольного завода (1784-1951). Кроме стекла, производили фарфоровые и фаянсовые изделия, было налажено суконное производство. Стекольный завод перевели в г. Тулун. Большинство жителей переселили в новый посёлок Большая Речка, который очень нуждался в рабочих руках.
  • Заимка Большая Речка. Находилась в устье речки Большая, где был самый протяженный на тракте деревянный мост – 300 м. Известно с 1890-х гг. После затопления название перешло новому, самому крупному поселку на Байкальском тракте. Здесь был крупный леспромхоз, поставщик леса для предприятий Иркутска, а с 1960х гг. и по настоящее время это крупное и единственное в Восточной Сибири зверохозяйство по разведению норки, песца, соболя.
  • Село Никольское. Находится у истока Ангары. Жители занимались обеспечением транспортных потоков на восток и на запад. Упоминается еще в записках Н. Спафария (1675 г.). Есть легенда, что некий купец попал на Байкале в шторм, ему удалось спастись в тихой речной бухте, и он построил часовню в честь Святителя Николая Чудотворца. В этой бухте с конца XVII века все экспедиции останавливались для отдыха и приведения в порядок судов и оснастки перед пересечением Байкала, а в начале XVIII века Никольское становится селом.
  • Село Лиственничное. Для отправления «за море» грузов и для приема транспортных потоков из Забайкалья, Приамурья и Китая на берегу Байкала в пади Крестовой, недалеко от истока Ангары и в непосредственной близости от села Никольского с конца XVII века возникает перевалочный пункт, начинают селиться люди.

С 1840х гг. (появление пароходства на Байкале) в Лиственничном появляются пароходные пристани, судостроительные верфи. Возникает потребность в строительстве и ремонте судов, востребованы лоцманы, кузнецы, плотники, столяры, население содержит постоялые дворы или сдает в аренду жилье. С появлением железной дороги Лиственничное получило толчок к развитию, а Никольское, наоборот, утратило свою значимость.

При Советской власти Лиственничное – это крупный байкальский пункт судоходства и судостроения. В результате наполнения водохранилища уровень Байкала повысился на один метр, и из двух линий домов по центральной улице осталась одна, обращённая «лицом» к Байкалу. В настоящее время население Николы и Листвянки живёт доходами от туризма.

Поселения Кузьмихинской сельской общины:

Левый берег Ангары, от Байкала почти до самого Иркутска отличается горным рельефом местности и отсутствием участков для земледелия. Поэтому здесь мало мест, удобных для поселения.

  • Деревня Титова и село Кузьмихинское стали частью города (Студгородок и Академгородок) и не попали в зону затопления.
  • Деревня Ершова. Находилась в устье Ершовского ручья. Здесь в пади Березовая заготавливали дрова для города.
  • Деревня Грудинина. В деревне существовала верфь, где в 1844 г. был построен первый иркутский пароход «Император Николай»: деревянный, длина 35 м, ширина 4 м, паровой двигатель 150 сил, имел парус для использования попутного ветра. Затем построен аналогичный пароход – «Наследник Цесаревич». Первый рейс «Император Николай» совершил от Грудинина в Иркутск и до Вознесенского монастыря. Жители глазели на чудо техники. Обратно подняться по Ангаре пароходу не хватило мощности двигателя, пришлось ждать попутного ветра и только при помощи двигателя и парусов пароход смог двигаться вверх по реке. Оба парохода проходили по Байкалу и Ангаре около 10 лет (один сгорел, второй затонул).
  • Деревня Михалева. В документе 1686 г. упоминается казачий пятидесятник Анисим Михалев. С появлением железной дороги Михалево стало крупной станцией на участке Иркутск-порт Байкал. Здесь заготавливается лес для станционного строительства, дрова и шпалы, построен лесопильный завод. Прибывающих ж/д специалистов и рабочих размещали в новой деревне Парки. Перед русско-японской войной 1904-1905 гг. рядом со станцией разместили военный лагерь и артполигон. В 1910х гг. в Михалево из города на поезде приезжают иркутяне для воскресного отдыха: катание по Байкалу на пароходе.
  • Заимка Подорвиха. Находилась в устье речки Подорвиха. С появлением железной дороги стала станцией. Известна тем, что в 1951 году здесь родился советский и российский режиссер, сценарист, народный артист Российской Федерации Александр Сокуров.

Итак, за два с половиной столетия своего существования (1700-1950) Верхне-Ангарские поселения совершили полный жизненный цикл, подобный человеческому: рождение, детство, становление, угасание и переход в небытие.

От некоторых из исчезнувших поселений не осталось и имени (Крыжановская, Щукина, Королок, Пашки, Михалева, Парки, Подорвиха). Имена других исчезнувших даны вновь построенным поселениям, часто в упрощенном, «осовремененном» варианте (Патроны, Бурдугуз, Бутырки, Тальцы, Большая Речка, Ангарские Хутора, Ерши), иногда в обновленном звучании (Ново-Разводная, Ново-Грудинино). Лишь два поселения сохранились, но и их имена «осовременились»: Никольское стало Николой, Лиственничное – Листвянкой. Сегодня у этих поселений нет былого важного экономического значения, они – объекты туризма или обыкновенные дачные посёлки. Главное, что осталось от этих поселений – это топонимы, напоминающие нам о Верхне-Ангарских жителях, которые обеспечивали транспортные потоки из Иркутска на восток.

А дорога на Амур пошла другим путём.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх