Монгольский фильм на сюжет В. Распутина в музее города Иркутска

«Строки-струны, книги-гусли,
Срок последний не истек.
Если небо-это устье,
Человечество-исток».

Ан. Богданович

Валентин Григорьевич Распутин давно получил признание публики и заслужил звание одного из лучших русских писателей. Основная проблема, которую поднимал в своем творчестве писатель – разрушительное отношение человека к природе и потеря нравственных ценностей под воздействием цивилизации. Своим приоритетам он остался верен и в повести «Последний срок».

Этим произведением автор еще раз доказал, что перед нами писатель, умеющий передать национальный дух своего народа, работающий в рамках традиционной школы русской литературы. Именно этим он заслужил признание как на Родине, так и за рубежом.

Задачей своего творчества прозаик всегда видел сохранение природных богатств и духовной нравственности людей, ведь связь человека и природы неразрывна.

14 марта в Музее истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова состоялся просмотр художественного фильма монгольского режиссера Ж. Жамьянсурена «Кукушка», поставленного по мотивам повести В. Распутина. Темы преемственности поколений, нравственности и связи человека с природой отразил в фильме и монгольский автор. Он особо остановился и на вечной проблеме жизни и смерти.

Фундаментальной темой, на которой выстроен фильм, стала проблема нравственности, точнее современное ее понимание. Фильм, в прочем, как и повесть, поднимает проблемы взаимоотношения между родственниками, старость, причины алкоголизма, отношение к чести и совести, страх смерти.

Фильм об обличении нравственного падения современного общества. Душами современных людей с приходом прогресса начали овладевать эгоизм, бессердечие, жестокость и черствость. Современный человек теряет связь со своими корнями и природой, утрачивает смысл жизни, нравственные ориентиры, духовное богатство.

И хотя сюжетная линия фильма развивается на фоне монгольской природы, в юрте содержание повести, ее психология, нравственная составляющая сохранены. А главная героиня, умирающая старуха, как и у Распутина не боится смерти. Она прожила достойную жизнь, была хорошей матерью, была счастлива, и горести были в ее жизни, но и их она принимает как должное. Главная героиня и в фильме наделена невероятной нравственной силой, которая проистекает из ее уверенности в том, что человек должен нести ответственность за проживаемую жизнь.

Показ фильма закончился аплодисментами зрителей и небольшим его обсуждением, которое начали Генеральный Консул Монголии в Иркутске Жигмэд Энхжаргал и директор Музея С.И. Дубровин.

А вот мнение зрителей:

Ж.В. Лукьянова:

          «Уникальное произведение Валентина Распутина, изложенное на монгольский вариант художественного фильма, остаётся таким же душевным и эмоциональным. В отличие от оригинального сюжета, действия в фильме происходят в монгольской степи в современных реалиях. Режиссер сумел, на примере одной семьи, познакомить и показать мир монгольских кочевников, их традиции, проблемы поколений, семейных ценностей, совести, долга, жизни и смерти. Фильм показан как бывает в жизни, так и есть. Нет виноватых и правых, каждый остается со своей болью и будет жить дальше, ведь время не остановишь и не вернешь назад…Фильм мощный и однозначно достоин для широкого показа не только иркутян и гостей города.

С благодарностью режиссеру!»

 

Р.А. Дроздова:

          «Фильм «Кукушка» произвёл довольно сильное впечатление. Был очень ярко показан быт монголов, разница между степным образом и городской жизнью. Очень хорошо были раскрыты взаимоотношения в семье, связь поколений. Несмотря на то, что фильм был на монгольском языке (шел синхронный перевод), смысл всех действий был понятен и без слов, а Распутинский посыл передался очень точно».

 

Г.Г. Шутов:

          «По окончании просмотра художественного фильма «Кукушка» монгольского режиссера Жамьянсурэна Жанчивдоржа, снятого по повести В.Г. Распутина «Последний срок», некоторое время захотелось посидеть молча, приводя в порядок мысли о сущности бытия.

          На удивление, вопреки расхожему мнению о трагизме и тяжести горькой правды жизни, которыми пронизаны произведения Валентина Григорьевича, «Кукушка» смотрелась на одном дыхании. Восприятию происходящего в монгольском фильме не помешали ни отсутствие привычных «русских» пейзажей, ни кочевой интерьер жилища, ни диалоги на монгольском…

          Действие происходит в стойбище кочевых монгольских аратов. Мать большого семейства тяжело больна. За ней ухаживает младший сын и его жена. Повидаться с ней, возможно в последний раз, приехали ее проживающие в городе дети.

          Далее события разворачиваются близко к содержанию оригинальной повести. Налицо резкий контраст, большая разница в том, как состоялась жизнь каждого из персонажей, как они относятся к матери и друг к другу. Старший сын, чиновник, мечтающий о возможностях большей наживы. В его семье нет детей. Он ценит роскошь, материальные блага. Одна из дочерей загодя сшила халат для погребения матери – как будто в надежде на ее скорую смерть?! Другая дочь, не дожидаясь смерти матери, причитает, не подходя к ней и раздражая окружающих. Городские дети винят своего младшего брата и невестку в недостаточном и некачественном уходе за матерью. При этом каждый из них не готов принести себя и свой устоявшийся образ жизни в жертву своей матери. Каждый из них имеет возможность забрать мать, поселить ее у себя или организовать или хотя бы обеспечить ее качественное лечение и надлежащий уход. Но для этого необходимо в своей жизни что-то поменять…

          Мать видит, какие дети стали разные, видит отчужденность между ними, но она рада тому, что дети рядом с ней. Создается видимость улучшения ее состояния. Не желая брать на себя ответственность, горожане собираются и возвращаются по своим домам, обещая матери и младшему брату вернуться через неделю, не задумываясь о том, что эта встреча с матерью может быть последней…

          Хочу выразить признательность режиссеру. Фильм не показался мне навязчивым. Но глубоко философским. Небольшое количество дальних и ближних съемочных планов, тем не менее, позволили разглядеть перспективы и относительность бытия каждого героя. Для матери повседневность заключается в том, что, лежа она целый день наблюдает в открытую дверь за верблюдом и ждет, когда к очагу соберется вся семья. Для старшего сына – ожидание выборов и его продвижение по служебной лестнице, еще больше власти и достатка. Для младшего брата – целостность стада и безопасность его семьи, ожидание смены пастбища, уход за матерью. Но за обыденностью и серостью будней каждого проявляются характеры и система жизненных ценностей.

          Итак, этот фильм, в первую очередь, о вечности бытия, о жизни и смерти, о цикличности происходящего. Об ответственности за жизнь близких нам людей и сострадании. Об общечеловеческих ценностях. О безусловной родительской любви и о различном отношении детей к своей обязанности ухаживать за вырастившими их и растерявшими здоровье родителями. О жизненной необходимости сохранения семейного единения, духа семьи, важности семейных традиций. О том, что город может развратить. Наконец, о том, что мужчина должен принимать решения, а женщина хранить очаг».

 

С.В. Трофименко:

          «Фильм снят именно по мотивам повести и не является её экранизацией. В этом есть определённая «изюминка»: можно попытаться оценить, насколько вечные проблемы жизни и смерти, сострадания и милосердия актуальны, и то, как они решаются в ином культурном пространстве. Обращение к этой теме в мировом кинематографе традиционное, но не частое. Первое, что вспоминается близкой тематики – это японский фильм «Легенда о Нарайяме».

          Фильм снимался не только монгольским режиссером, но и в расчёте на монгольскую аудиторию. Некоторые нюансы могут быть поняты только носителями монгольской культуры или буддистами по вероисповеданию. Хотя эти нюансы лишь подчёркивают общечеловеческий характер освещаемых проблем.

          На мой взгляд фильм снят очень достойно: очень реалистично показан быт обычной монгольской семьи, красивая и своеобразная природа Монголии. Я могу рекомендовать этот фильм своим друзьям и знакомым».

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх