Работает выставка об участии иркутских летчиков в боях на китайской земле в конце 1930-х годах
Категория: Выставки, Солдаты Отечества | Дата: 14/07/2023Новый экспонат появился в музее истории г. Иркутска им. Сибирякова – макет скоростного бомбардировщика — СБ. Такого, как те, что в 1936-1937 гг. собирали на Иркутском авиазаводе. Именно такие летающие машины были отправлены Советским Союзом в помощь китайской армии, которая боролась в то время с японскими захватчиками.
Прежде, чем достичь цели, эскадрилья из Иркутска пролетала территорию Монголии, потом уже отправлялась на базу в китайский город Ухань. И уже там приступила к бомбардировке японцев. Историки помнят событие 1938 года, когда СБ разгромили японский аэродром на о. Тайвань.
Своего воздушного флота у Китая тогда не было, соответственно и летчиков тоже. Большинство пилотов СБ были советскими офицерами, в том числе уроженцами Иркутска, работавшими на нашем авиазаводе.
«Вот про таких мужественных людей и готовится в музее выставка, — поясняет причину нового приобретения директор музея Сергей Дубровин. На примере судьбы одного летчика, защищавшего в те годы Китай, авторы выставки расскажут о военном конфликте конца 1930-х. гг., жизни наших ребят в Китае. В витринах предстанут предметы, фотографии, документы, предметы быта, которыми пользовались военные в Китае. Инструменты для заправки самолетов. И некоторые личные вещи. Например, часы, снимок девушки, с которым молодой летчик не расставался. Хочу отметить, что модель самолета идентична тем машинам, которые сражались в китайском небе. Их цвет, эмблема – все воссоздано по чертежам и фотографиям военных лет».
Над моделью СБ почти 5 месяцев работал уже известный иркутянам мастер Владислав Борисович Шпиро. В музее есть несколько его работ. Эта, по словам автора особо дорога, потому что сам Шпиро имеет инженерное образование и в прошлом работал на Иркутском авиазаводе.
«Я благодарен коллективу музея, что помогли найти множество архивных снимков, по которым я смог представить во всех проекциях не только как выглядел бомбардировщик, но и как был окрашен, — сказал Владислав Шпиро. В то время верх самолета красили в темно-зеленый цвет, снизу он был голубого цвета, что соответствовало расцветке формы китайской армии. Позже наши самолёты, участвовавшие в боях на Халхин-Голе в 1939 году, уже имели раскраску, как все советские машины. Много информации я почерпнул также из подшивок газет. Про события китайско-японской войны писали и в местной «Восточке» и центральной газете «Правда», иностранных изданиях. Я все их проштудировал, прежде, чем взяться за работу».
Выставка, посвященная участию советских летчиков в боях на китайской земле откроется в августе 2023 года в филиале музея «Солдаты Отечества». Следите за информацией на нашем сайте и в социальных сетях о дате проведения презентации. Внизу несколько фото, запечатлевшие момент передачи самолета в музей, подписание документов. На снимках: автор Владислав Шпиро, директор музея Сергей Дубровин.
Текст и фото Н. Гимельштейн