Иркутск в 1917 году

«Разгульная масленица». Художник Ларева Т.Г., Иркутск.

Продолжаем знакомство посетителей нашего сайта с выставкой «Иркутск в 1917 году».

Масленица стала для иркутян веселым «вступлением» к революции. Объединившись на праздниках, вдоволь нагулявшись, встретившись с друзьями и знакомыми, иркутяне и сообщение о перевороте в Петрограде встретили с долей праздничности.

А к Пасхе готовились по старинке. Вот как пишет в своих воспоминаниях Лидия Ивановна Тамм. «Обметались или белились стены дома, с дресвой шоркался пол в бабушкиной комнате, снимались паласы в других комнатах, чистились кошмы и застилались сверху коврами. Менялись на праздничные драпри, занавески, скатерти. С пеплом протирались ножи, вилки, ложки.

Перед Пасхой проращивался в тарелке кресс-салат, чтобы потом на него уложить крашеные яйца, а на сами яйца переводились разноцветные картинки. Крутились бумажные папильотки, чтобы украсить ими концы окороков. Обмазывали свиной и телячий окорока тестом, фаршировали курицу, рыбу и поросенка. Сбивали сливки. Во всем великолепии появлялся стол, накрытый белоснежной скатертью. Куличи, обильно покрытые глазурью, были двух видов, один украшался фигурой ангела, другой – розой. Как маленькие пирамиды, стояли три пасхи: обычная, шоколадная и яичная – с творогом и сваренными яичными желтками. При свете многочисленных свечей искрились в графинах настойки. Стол стоял убранным весь день. Назавтра он накрывался заново, чтобы быть готовым принять запоздалого визитера или приглашенных гостей. И так – целую неделю. Тети и бабушка делали покупки в магазинах.

В праздники без приглашения в гости не ходили. Мы приглашали и нас приглашали в определенное время. При этом нужно обязательно отбыть очередь: если тебя приглашали, то и ты должен пригласить. Через неделю праздники закончились, столы убрали, полы застелили полосатыми паласами, на мебель натянули чехлы. Кончались и праздничные каникулы, которые давали купцы своим работникам».

Пасха 1917 года отличалась от предыдущих лишь разноцветьем флагов на улицах. Снова обратимся к воспоминаниям Л.И. Тамм: «Вечером пришли домой, смотрим, на всех домах вывешены красные флаги, а на нашем нет. Тетя рассказывает, что был полицейский и велел красную тряпку вывесить.

— Не полицейский, а милиционер, и не тряпку, а флаг, — поправили ее.

Тетя раздраженно ответила: «У нас флагов нет». Тогда мы распороли красную сатиновую наволочку и повесили её на палку, где раньше висел царский флаг».

Кстати, в следующий раз мы расскажем о «сухом законе», действовавшим тогда в России.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх