Иркутск в 1917 году!

«В Иркутске Пролетарский праздник (1 мая) прошел торжественно. По городу днем продефилировала весьма внушительная манифестация, украшенная роем знамен и плакатов. Выделялись среди манифестирующих групп малороссы с голубо-желтыми знаменами, евреи — с голубо-белыми и анархисты — с черными. Происходили митинги…»

И.И. Серебренников, сибирский общественный деятель. «Претерпев судеб удары. Дневник 1914-1918 гг.»

 Ещё до 1917 года в России существовала многочисленная китайская диаспора, игравшая большую роль в экономическом освоении востока страны. Она вызывала пристальный и, как правило, не всегда доброжелательный интерес в российском обществе, была объектом довольно противоречивой политики властей.

До 1910 года ежегодно на территории Российской империи легально и нелегально оставалось около 150 тысяч китайцев. Однако 21.06.1910 г. был принят Закон, запрещающий труд иностранных рабочих на казенных работах, а в 1911 году в Китае произошла Синьхайская революция, и число китайцев в России резко сократилось.

В Иркутской губернии китайцы занимались торговлей, сельским хозяйством, владели национальными ресторанами, закусочными, небольшими гостиницами, содержали прачечные, магазины и аптеки. Популярным было в Иркутске использование китайских рабочих на строительных работах, на каменноугольных копях, в погрузочно-разгрузочных операциях, как чернорабочих, из-за хорошего качества работы и непредвзятости к продолжительности рабочего дня. Если ежемесячное потребление русского рабочего в то время составляло 23 рубля, то китайского – 8 рублей! Китайцы использовались также в качестве прислуги, обслуживающего персонала, нянь в домах небогатых купцов и чиновников. Приезжали в Иркутск на ярмарки китайские цирки и актеры театров. В большинстве своем китайцы сохраняли подданство своему государству.

Развитие китайской торговли несло с собой и комплекс проблем. Кяхтинские и иркутские купцы жаловались в Санкт-Петербург, что китайцы в Сибири торгуют беспошлинно, игнорируют медико-полицейский осмотр своих товаров. Китайцы также селились в местах выхода из тайги золотодобытчиков и старателей и скупали у них золото. Прибыль китайцы вывозили в Китай, не вкладывая её в развитие российских территорий.

Китайцы в России сохраняли традиционную одежду, прически, рацион питания, не меняли религиозных взглядов. Они оставались приверженцами азартных игр и наркотиков. Китайцы не проявляли заинтересованность в изучении русской культуры и дистанцировались от русскоязычного населения.

Однако к 1914 году среди определенных кругов китайцев в Иркутске стало обычным принятие православия и женитьба на русских женщинах.

С началом Первой мировой войны российское правительство с целью привлечения китайских рабочих отменило ограничение на использование их труда. Увеличился приток китайских рабочих из Манчжурии на предприятия Сибири и Урала, а также в Европейскую Россию. В конце октября 1915 года было учреждено китайское консульство в Иркутске (оно располагалось на 2-ом этаже в здании по ул.4-й Солдатской, ныне Киевской),а в январе 1916 года к нам приехал исполняющий обязанности консула. Число китайцев в Сибири достигло к 1917 году 30 тысяч (однако оставалось самым низким по стране – 6%). Китайские рабочие принимали участие и в революционных «делах», в частности в забастовках.

Китайцы в Сибири получили прозвище «ходя». С приходом к власти Временного правительства было принято решение об отправке китайцев на Родину. Однако, как и большинство решений этого правительства, указ исполнялся плохо.

На картине Юрия Квасова – группа китайских рабочих, возвращающихся со строительства Мурманской железной дороги, и «иркутских» китайцев участвующих в первомайской демонстрации 1917 года. Местные китайцы одеты в традиционные наряды, приехавшие со стройки – в той одежде, которую они там получили. Безусловно, китайцы уже попали под пропаганду различных российских партий (это видно и на картине — вместе с китайцами здесь стоят и русские революционеры) и, в первую очередь, социал-демократов и эсеров. Это видно хотя бы по лозунгу, который они несут на манифестации.

В дальнейшем после октября 1917 года китайское правительство не признало Советскую власть, поддерживало атамана Семенова, заигрывало с правительством генерала Хорвата на КВЖД, участвовало в иностранной интервенции во время Гражданской войны. Китайцы же, жившие в Иркутске, перенесли вместе с иркутянами все тяготы Гражданской войны, а некоторые участвовали и в боях по обе стороны линии фронта. Но об этом вы узнаете, посетив дальнейшие наши выставки.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх