Иркутск в 1917 году. Иван Мозжухин

 

«Наиболее выдающимся русским актером немого кино, безусловно, был Иван Мозжухин»

Французский историк, теоретик и критик кино Жорж Садуль.

   Мы, русские, гордимся своими корнями, истоками, культурой, а также выдающимися людьми, которые прославляют русскую землю. Надо признать, что за рубежом знают не так-то много наших соотечественников. Толстой и Достоевский в прозе, Чехов в драматургии, Станиславский в театре. Русских артистов, известных в Голливуде, и вовсе по пальцам перечесть. А первым киноактером, получившим мировое признание, был актер немого кино Иван Мозжухин. Имя это более знакомо в наше время, пожалуй, французам, чем русским. Во времена триумфа этого выдающегося артиста его афишами был оклеен весь Париж…

    Родился Иван Мозжухин в русской глубинке, он был сыном саратовского земледельца. Всю жизнь, в каждом интервью, Иван Ильич подчеркивал свое крестьянское происхождение. Когда младшего сына отправили учиться в Московский университет на юриста, он… ушел в актеры, сменив скучный и чопорный судебно-правовой мир на жизнь, полную оваций и цветов, страстей на сцене и в личной жизни. В театре карьера Мозжухина складывалась вполне удачно, но ведущим актером он так никогда и не стал. Актер родился под счастливой звездой, пришла другая эпоха – эпоха немого кино. Мозжухин и русский синематограф – судьбоносная встреча для обоих.

   Иван Ильич попал в кино почти случайно, по приглашению режиссера, и новое дело всецело увлекло его. Сперва ему доверяли эпизодические роли, потом приглашали только на главные. Мозжухин вскоре получил титул короля экрана, причем получил весьма заслуженно. Вникая во все тонкости актерского мастерства, а также работы режиссера, оператора, декоратора, гримера, Иван Ильич и сам многому научился. Критика отмечала тонкую драматургию его игры, невероятное обаяние, умение быть «невозможным» красавцем в мелодраме и невероятно смешным в комедии. Выражение «мозжухинские глаза» стало синонимом психологической игры. Для женщин он был поистине кумиром. Его фотокарточки разлетались, как горячие пирожки; стоило на афише появиться его имени, и успех фильма у публики был гарантирован. Вершина киноолимпа была покорена, Мозжухин занимал уверенное лидерство среди конкурентов.

     Даже начавшаяся мировая война не смогла снизить интерес к киноработам Мозжухина. Правда, в 1914 году Иван Ильич стал вольноопределяющимся. Шустрые фотографы сразу напечатали сотни открыток – любимец публики в военной фуражке и солдатской шинели. Однако медицинская комиссия признала его негодным к военной службе…

    Перед гастрольным туром весны-лета 1917 года Москва-Харбин-Москва Мозжухин снялся в 73 фильмах (1910-1917 годы).

 …Раннее июньское утро. Железнодорожный вокзал города Иркутска не вмещает всех встречающих. На перроне двойной кордон из юнкеров и народной милиции. Подходит долгожданный поезд. Из вагона №3 «Люкс» выходят пассажиры. В толпе раздается женский истерический крик: «Мозжухин!». Толпа начинает движение к вагону, отодвигает кордон, подхватывает гостей на руки, заваливает их цветами и несет на привокзальную площадь к пролеткам. Приветственный гул толпы увеличивается с каждой минутой. Великий русский актер радостно купается в улыбках и цветах, снисходительно выслушивает здравницы в свой адрес и… с удивлением разглядывает революционные лозунги заполняющие площадь.

    Иркутск, как центр кинематогрофа (если не страны, то Сибири уж точно), достойно подготовился к встрече своего кумира. Все 13 (!) иркутских иллюзионов (кинотеатров) вновь обратились к освещению творчества Мозжухина. Иркутяне при полных залах аплодировали скрипачу Трухачевскому из «Крейцеровой сонаты», героическому адмиралу Корнилову из «Обороны Севастополя», хохотали над упоительным фарсом «Домик в Коломне»  и над чертом из «Ночи перед Рождеством». На концерты Мозжухина билеты были раскуплены заранее. Залы кинотеатров на премьеру новой салонной мелодрамы «Во власти греха» брали штурмом.

«Гастроли И.И. Мозжухина закончились в Иркутске при переполненных сборах. Валовый сбор каждого из трех спектаклей дал по 3 000 р. Гастролеры выехали из Иркутска в Читу и на Дальний Восток. В начале июня они предполагают вернуться в Иркутск, куда Мозжухин и его сотрудники приглашены для кинематографической съемки местными иллюзионами.»

Сибирь. 1917. 4 мая

«Мне казалось, что Мозжухин в нашем городе не ходил по земле – его всегда носили на руках», – вспоминал благодарный зритель. И каждый раз после встречи со своим кумиром иркутяне вспоминали и обсуждали статьи из центральной прессы о скандалах Мозжухина: и при уходе от Ханжонкова (Александр Алексеевич Ханжонков – российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссер, сценарист, один из пионеров русского кинематографа – прим.автора) или из Московского драматического театра, о его многочисленных любовных романах или сумасшедших гонорарах.

   Однако были и те, кто увидел, что кумир ниже ростом, чем на экране. И  нос у него «уж очень выдающийся». И банкет в иркутском кафешантане «Аркадия» был очень шумным. Но в ответ они получали лишь презрение от многочисленных почитательниц Ивана Ильича.

  Через неделю Мозжухин уехал из Иркутска на гастроли в  Харбин. Возвращался он уже в другой город. Иркутск его встретил темным, голодным, разворошенным после “экспроприаций”.

   Впереди его ждал «Отец Сергий» – вершина творчества великого актера, затем побег из голодной Москвы лета 1918 года в Ялту. 3 февраля 1920 года хмурой ночью на греческом товарном судне «Пантера» Мозжухин вместе с женой-актрисой Натальей Лисенко в составе труппы киномагната И. Ермольева навсегда покинет Россию. Его ждет взлет карьеры в Париже, подстроенные провалы в Голливуде и (как у многих великих русских эмигрантов) смерть в доме для престарелых.

  Как сказал его друг Александр Вертинский (сказал о роли в кинофильме “Кин”, а, по сути, о жизни Мозжухина — прим. авт.): «…Он точно играл самого себя, свою жизнь. Да и в действительности он был Кином. Жизнь этого гениального и беспутного актера до мелочей напоминала его собственную».

Статья подготовлена по материалам журнала «Шире круг», летописи Н.С. Романова, воспоминаний И.И. Серебренникова, Л.И. Тамм, А. Вертинского и др.

 

 

2 комментариев к “Иркутск в 1917 году. Иван Мозжухин”

  1. Vladimirova:

    В середине 20-х годов прошлого столетия в СССР и в Иркутске, в частности, прошел фильм Ивана Мозжухина по его же сценарию, снятый во Франции. В СССР фильм был под названием – «Гримасы Парижа», а во Франции – «Костер пылающий». Мозжухин И. в этом фильме сыграл несколько ролей. Успех фильма был потрясающим. Известно, что Иван Мозжухин окончательно вернулся в Советский союз в 60-ые годы ХХ века. И сегодня мы можем смотреть его фильмы и восхищаться талантом великого актера.

  2. Vladimirova:

    Очень хорошо, что в экспозиции Музея «Иркутск в 1917 году» уделили внимание великому русскому актеру немого кино Ивану Ильичу Мозжухину.
    Трудно представить Иркутск в 1917 году без его гастролей.
    Известно, что в отличие многих актеров того периода, Иван Ильич не разбрасывался жестами и мимикой, а его работы отличались сдержанностью и точностью выражения чувств. Особенно выразительными были его глаза – знаменитые мужественные «глаза со слезой», которые как магнит притягивали зрителя тогда, так и сейчас.
    О немом кино И.И. Мозжухин писал «… уже определилось одно неоспоримое достоинство и сущность кинематографа – это его лицо, его глаза, говорящие не менее языка. Стало ясно, что он мог бы сказать, только подумать, играя перед аппаратом, и публика на сеансе поймет его; стоит актеру загореться во время съемки, забыть все, творя также, как и на сцене, и он каждым своим мускулом, вопросом или жалобой одних глаз, каждой морщинкой, заметной из самого далекого угла электротеатра, откроет с полотна публике всю свою душу. И она, повторяю, поймет его без единой надписи».
    Важно отметить, что организаторы экспозиции «Иркутск в 1917 году» уделили внимание не только историческим событиям, быту того времени, но и событиям в культурной жизни города. Для кого-то великий русский актер Иван Мозжухин станет открытием, а для любителей немого кино – возможность еще раз прикоснуться к искусству Ивана Мозжухина.

Наверх