Иркутск в 1917 году

Первый советский руководитель.
Борис Захарович Шумяцкий родился 16 ноября 1886 в городе Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) (Забайкальская область).
В школе он практически не учился. Позже он часто писал, что образование у него «домашнее», но, видимо, дома его научили читать и писать по-русски, он овладел разговорным бурятским и, похоже, мог объясниться на идише. С 1898 года — ученик, а затем — рабочий читинских железнодорожных мастерских. В 1903 году Борис Шумяцкий вступил в РСДРП. С 1904 года он рабочий Красноярского железнодорожного депо.
Во время революции 1905 года Шумяцкий командовал большевистским боевым отрядом численностью примерно 800 человек, забаррикадировавшихся в железнодорожных мастерских Красноярска. После подавления восстания был арестован, но в январе 1906 года бежал от смертного приговора. Жил по паспорту на имя Ильи Силина. Работал в депо Кургана, Слюдянки, Верхнеудинска. Носил подпольную кличку Илья-Конь. В газетах писал под псевдонимом Илья Силин.
Шумяцкий был выпускающим редактором газет «Прибайкалье», «Байкальская Волна», «Забайкалец» (Верхнеудинск), «Голос Маньчжурии», «Мысль» (Харбин). Когда газета «Забайкалец» была закрыта в октябре 1906 года Шумяцкий бежал из Верхнеудинска в Читу. Здесь он начал издавать газету «Тайга», затем был направлен на работу во Владивостокскую группу РСДРП, активно участвовал в вооружённом восстании моряков Тихоокеанской эскадры во Владивостоке.
В период между революциями, спасаясь от неминуемого ареста в 1911—1913 годах был в эмиграции в Аргентине. Уже в России вёл активную революционную работу в организациях РСДРП (б) в Сибири. С 1914 года печатается в центральном органе РСДРП газете «Правда».
В годы первой мировой войны Борис Шумяцкий служил рядовым в одном из Красноярских резервных полков. В 1917 году Шумяцкий — заместитель председателя исполкома Красноярского совета рабочих и солдатских депутатов, активный участник издания газет «Известия Красноярского совета», «Красноярский рабочий», еженедельника «Сибирская правда», делегат VII (Апрельской) конференции большевиков, участник 1-го Всероссийского съезда Советов, избран членом ВЦИК, введён в редколлегию газеты «Правда» ответственным за организацию издания.

После неудачного большевистского путча в июле 1917 года ушел в подполье, занимался восстановлением разгромленной организации, подготовкой и проведением VI съезда партии. Направлен уполномоченным ЦК по Сибири и Монголии. Избран председателем Сибирского районного бюро ЦК РСДРП (б). На 1-м Общесибирском съезде Советов (Иркутск, октябрь 1917) избран председателем Центрального исполкома Советов Сибири (Центросибирь), на котором провозгласил власть Советов от Челябинска до Владивостока. Руководил ликвидацией мятежа в Иркутске, во время которого был ранен во время переговоров. Сумел лично распропагандировать 3-ю школу прапорщиков, расположенную на ст. Иннокентьевская, чем открыл путь для “красных” эшелонов из западных регионов Сибири в Иркутск.

Надо сказать, что власть досталась Центросибири от КООРГа в сложном состоянии. Железнодорожное сообщение было в “полумертвом” состоянии, что привело к перебоям в поставках продовольствия, топлива (в таежном Иркутске даже дров не было!).“Расцвел” бандитизм. Предприятия закрывались, а чиновники объявили саботаж действиям Советской власти. А еще неотрегулированные отношения со “свободолюбивыми” анархистами, постоянные “подножки” и “злопыхательство” со стороны эсеров и меньшевиков. Даже с союзниками – левыми эсерами — прежде, чем принимать какое-либо решения, приходились вести долгие дебаты.
И все же не смотря на все препятствия на 27 января 1918 года было создано 29 Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Восточной Сибири. В период с 29 января по 3(16) февраля III съезд Советов Сибири, на котором на 45 делегатов было 27 большевиков и 7 левых эсеров, вместо Окружного бюро Советов был избран областной исполком Советов Восточной Сибири во главе с большевиком Я.Д.  Янсоном, съезд провозгласил Советскую власть в крае.
16 февраля 1918 года в Иркутске открылся II Всесибирский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, на котором 202 делегата представляли 72 Советов. И на нем видно усиление фракций большевиков (123 делегата) и левых эсеров (53 делегата, на I съезде в октябре 1917 года их было 35 человек), создана фракция эсеров-максималистов из 6 человек, ослаблены позиции правых эсеров их осталось всего 7 человек (на I съезде в октябре 1917 года их было 50 человек). Съезд одобрил деятельность Центросибири и утвердил «Проект организации Советской власти в Сибири», «Проект организации Красной армии и Красной гвардии Сибири», принял ряд резолюций и воззваний. II Всесибирский съезд Советов принял также резолюцию о мире, в которой говорилось:

“III. От имени Сибирской советской республики второй Всесибирский съезд Советов заявляет, что он не считает себя связанным мирным договором, если таковой заключит Совет Народных Комиссаров с германским правительством. Посылая свой братский привет борющемуся революционному пролетариату Австрии и Германии, съезд выражает твердую уверенность бороться до конца за интернациональный социалистический мир.”

Д. Сухэ-Батор и Б. З. Шумяцкий. Урга, сентябрь 1921 г.

Съезд избрал новый состав ЦИК Советов Сибири из 46 человек во главе с Б.З. Шумяцким, из которых большевиков — 25, левых эсеров — 11, эсеров-максималистов — 4, анархистов — 4, социал-демократов интернационалистов — 2, после съезда были кооптированы еще несколько человек. Также съезд избрал Сибирский Совет народных комиссаров из 11 большевиков и 4 левых эсеров во главе с Борисом Шумяцким, но он просуществовал недолго и все его функции перешли к многочисленным отделам Центросибири. 28 февраля новым председателем Центросибири стал председатель Западно-сибирского исполкома Советов Н. Яковлев.
Изучая сегодня имеющиеся документы первого состава Центросибири убеждаешься, что Б.З. Шумяцкий смог претворить в жизнь главный лозунг революции – “Вся власть Советам!” При нем Центросибирь работала полностью опиралась на местные Советы, согласовывая с ними решения и оказывала им полную поддержку и помощь. Шумяцкий начал объединение регионов Сибири в единую республику в составе России, боролся с областничеством.
В дальнейшем Б.З. Шумяцкий лишь периодически бывал в Иркутске. В годы гражданской войны был одним из руководителей партизанского движения Западной Сибири, на политработе в РККА, на партийной и советской работе в Тюменской и Томской губерниях, в Дальневосточной республике. Много сил Борис Захарович отдал становлению Монгольского государства.
За свои заслуги он был награжден званием “Почетный гражданин Монгольской Народной Республики” и орденом Красного Знамени Монголии №1.

В 20-ые годы Б. Шумяцкий – на дипломатической работе, работал ректором Вузов. С ноября 1930 года – он председатель “Союзкино”, с 1933 – начальник главного управления кинопромышленности и заместитель председателя Комитета по делам искусств (с 1935г.).
Он вошел в историю как инициатор создания “советского Голливуда”, организатор Всесоюзного государственного института кинематографии. В период его руководства кинотраслью  были созданы шедевры советского киноискусства “Чапаев”(1934), “Веселые ребята”(1934), “Юность Максима”(1934), “Тринадцать”(1936), “Цирк”(1936) и многие другие. Советские фильмы вышли на международные кинофестивали. Б.З. Шумяцкий был награжден высшим орденом СССР – орденом Ленина.
Однако несмотря на все его заслуги, Б.З. Шумяцкий в 1938 году был репрессирован и 29 июля расстрелян.
Реабилитирован в 1956 году.

 

Комментирование к этой теме закрыто

Наверх