«Апрельские чтения»
Категория: Отдел истории, Семинары | Дата: 18/04/2019За сухими формулировками тем на «Апрельских чтениях», которые прошли в отделе истории городского музея — колоссальный труд педагогов школ и учреждений дополнительного образования Иркутска и Иркутской области. В этом можно было убедиться, заслушав доклады учителей истории, естествознания, информатики во время круглого стола — обсуждали проблемы краеведческой деятельности. Каждый из выступающих делился опытом — как организована эта работа у себя в школе. Участники говорили о том, что сейчас нужны новые формы взаимодействия с детьми, чтобы увлечь их, побудить к собственной творческой и исследовательской деятельности. Только таким образом можно популяризировать историко-культурное наследие города, в котором мы все живем, повысить значимость семейных ценностей.
Так учителя истории и информатики из МАОУ Лицея ИГУ познакомили со своим проектом, который ведется уже не первый год – «Виртуальный музей: Зеленый абажур: семейные реликвии, как отголоски прошлого». Мамченко Галина Григорьевна и Селиванова Екатерина Александровна рассказали, что в их учебном заведении уже наблюдается преемственность. Одни дети начинают вести какую-то тему, другие развивают и дополняют ее новыми данными. Ученики с удовольствием собирают информацию о своих семьях, предках, семейных реликвиях. В виртуальной экспозиции школьного музея уже есть старый самовар, столовые приборы, картины.
Педагоги 27 школы Иркутска поделились своим ноу-хау. Это учебное заведение находится в Реестре общеобразовательных организаций, реализующих направление региональных тематических комплексов (РТИК ИРО). ШОК – так называются их школьные отряды краеведов. Они охватывают почти все возрастные категории учеников. Занятия в ШОКах предусматривают внеурочную и проектную деятельность. Например, история своей семьи – это отдельный проект, оформляется он, как курсовая работа, туда входят фотографии и документы. Цель такого рода деятельности — сохранить связь времен и людей. Кроме того, научиться систематизировать полученные сведения. В школе проводятся «исторические реконструкции», когда учебные дни посвящены какой-то теме, например, комсомольскому или пионерскому движению. Ученики знакомятся с образом старой школы — надевают пионерскую форму, сдают рапорты, ходят с речевками и так далее.
Изучаются в ШОКах народные обычаи и традиции. Проводятся песенные «реконструкции» — проигрываются элементы, например, русской свадьбы. «Не дать прерваться нити памяти!», — таков девиз краеведов этой школы. Выступающие рассказывали про школьные музеи, литературное краеведение, использование архивных материалов на уроках. Всего на «Апрельских чтениях» побывали специалисты 11 школ.
Безусловно, помощь в организации такой краеведческой работы оказывает музей истории Иркутска им. А.М. Сибирякова. Сотрудники музея рассказали о новых книгах, выпущенных нашими историками, проектах, в которых могут участвовать школы региона. С докладами были приглашены представители всех филиалов нашего музея. Напомним, такие методические семинары с педагогами,
работающими по направлению «краеведение», проводятся в городском музее с 2006 года. «Чтения» всегда проходят интересно, ведь это хорошая площадка для обмена опытом историков, краеведов, представителей школьных музеев.